Процесс социализации
Страница 2

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

Институты социализации - это формальные организации и официальные учреждения.

Первичные институты социализации - это семья, школа, группа сверстников и т.д.

Вторичные институты социализации - это государство и его органы, университет, армия, церковь, средства массовой информации и т.д.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации.

Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль. Например, родители находятся в превосходящей позиции, а ровесники равны объекту социализации. Но родители передают ребёнку жизненный опыт, учат быть взрослым. А сверстники учат быть ребёнком: уметь драться, хитрить, как относится к противоположному полу и др.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы.

Различие между двумя типами агентов социализации так же в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной не получают.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека. Например, обучение в школе – цикл школьной жизни, поступление в Вуз – цикл студенческой жизни, женитьба или замужество – цикл семейной жизни, выбор профессии и трудоустройство – трудовой цикл, служба в армии - армейский цикл, выход на пенсию - пенсионный цикл.

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, перехода на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходиться многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, ролям, правилам поведения, взамен старых, называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно - взрослой или продолженной социализации.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Художественно-развивающие технологии
Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое ...

Деятельность групп взаимопомощи и самопомощи
Создание и развитие групп может происходить различными путями. В большинстве случаев инициаторами создания группы являются либо сами люди, затронутые проблемой, либо обслуживающие их специалисты (напр., медработники, социальные работники) ...

Групповая динамика
Групповая динамика включает следующие процессы: · сплочение или разобщение групп; · процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных; · становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся ст ...