Процесс социализации
Страница 2

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

Институты социализации - это формальные организации и официальные учреждения.

Первичные институты социализации - это семья, школа, группа сверстников и т.д.

Вторичные институты социализации - это государство и его органы, университет, армия, церковь, средства массовой информации и т.д.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации.

Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль. Например, родители находятся в превосходящей позиции, а ровесники равны объекту социализации. Но родители передают ребёнку жизненный опыт, учат быть взрослым. А сверстники учат быть ребёнком: уметь драться, хитрить, как относится к противоположному полу и др.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы.

Различие между двумя типами агентов социализации так же в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной не получают.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека. Например, обучение в школе – цикл школьной жизни, поступление в Вуз – цикл студенческой жизни, женитьба или замужество – цикл семейной жизни, выбор профессии и трудоустройство – трудовой цикл, служба в армии - армейский цикл, выход на пенсию - пенсионный цикл.

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, перехода на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходиться многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, ролям, правилам поведения, взамен старых, называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно - взрослой или продолженной социализации.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Парки
Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди ...

Компьютеры в учреждении.
Компьютеры в буквальном смысле совершили революцию в деловом мире. По мере того как снижалась их стоимость, всё большее и большее число деловых людей приобретали компьютеры. Компьютеры перестали быть монополией заводов, банков, крупных об ...

Понятие социального процесса и управление им
Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, ...