Взаимодействия в патриархальной семье. Типологическая дифференциация семьи

Социологическая информация » Взаимодействия в патриархальной семье » Взаимодействия в патриархальной семье. Типологическая дифференциация семьи

Структура семьи как целостной системы во многом зависит и от типа семейной группы.

Несмотря на то, что семья является самой древней и наиболее широко распространенной социальной группой, знания о ней у большинства людей ограничиваются лишь разделением семей на хорошие (благополучные) и плохие (неблагополучные). Однако для того, чтобы лучше ориентироваться в решении многих семейных проблем, такого, явно поверхностного, представления о разновидностях (типах) семьи, конечно, недостаточно. Наличие системы знаний о видах, формах, типах семей и особенностях отношений внутри каждой модели брачного союза позволяет более «профессионально» взглянуть на собственную семью, внимательнее относиться к возникающим в ней проблемам. Кроме того, различные типы семьи по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. Использование многообразных типологий помогает получить более полную, многоцветную картину важнейших характеристик семьи в социальном и научном плане: брачности, разводимости, рождаемости, влияния семьи на воспитание детей и т. п.

К тому же в определенной форме семейно-брачного союза возможно появление сходных (типичных) проблем, предположительное знание которых может оказаться существенным подспорьем в организации необходимой социальной или психологической помощи такой семье.

На сегодняшний день ученым пока не удалось составить полную классификацию семей по причине их многообразия у представителей разных культур. В списке различных форм современных семей насчитывается более сорока их разновидностей. В работе дается семейная классификация с учетом тех моделей, которые являются общими для большинства культур и при этом широко представлены в современной российской действительности. В качестве основания для предлагаемой типологии взяты существенные критерии, позволяющие выделить ту или иную форму семейной организации с учетом ее структуры, динамики и выполняемых функций. Вместе с тем в книгу включены и некоторые авторские типологии, так как описываемые в них формы семейных союзов не встречаются в других классификациях.

Как известно, нет семьи вообще. Есть семьи конкретные: городские и сельские, молодые и пожилые; семьи, принадлежащие к различным образовательным и социальным группам, и т. д. Важность выделения определенных типов семей объясняется также тем, что, несмотря на общность внутренних отношений, в них имеется своя специфика, обусловленная национальными, культурными, религиозными, возрастными, профессиональными и другими различиями.

Чем больше таких групп удается выделить, тем более обстоятельно и научно обоснованно исследуется семья, что, в свою очередь, позволяет людям избегать многих ошибок в построении своей семейной жизни, делать ее психологически комфортной и более счастливой.

Каждое общество предъявляет разные требования к характеру отношений между супругами, к способам проявления заботы о нетрудоспособных членах семьи, к участию людей в труде, к организации быта, обеспечению безопасности членов семьи, проведению досуга и т. д. В зависимости от того, соблюдаются или не соблюдаются семьей эти требования, семейный союз отличается определенными особенностями, что, естественно, сказывается на семейной атмосфере в целом и психологическом благополучии каждого члена семьи. [10, С.120]


Другие материалы:

Конформность, конформизм
Конформность, конформизм — нарушение памяти, при котором ее пробелы заменяются вымышленными событиями, принимающими форму воспоминаний, усвоение норм поведения, критериев оценки общественных явлений и исходных принципов отношений к действ ...

Выбор исполнителя ИПР
Ключевым пунктом при заполнении карты ИПР является выбор её исполнителей. Исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия. В связи с новой формой ИПР немного меняется порядок указания исполнителя того или ин ...

Система коррекц-пед.д-ти с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Коррекц-пед.д-ть имеет опр-ную стр-ру и напр-ния. Ведущими напр-ями яв-ся: 1.корр-щие воздей-ия на реб-ка средовыми факторами; 2.орг-ция уч пр-са; 3.спец подбор куло-массовых и оздоров-ных мероприятий; 4.психогигиена семейного восп-ия ...