Региональное состояние молодой семьи (на примере Хабаровского края)Страница 1
Современная российская молодая семья переживает сложный этап – переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, структура семьи в сельской местности, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах.
Семья как первичная ячейка общества, реализующая свои функции, связана со всей общественной системой. Общество создает условия для функционирования семьи, задает определенный уровень и качество ее жизни. В свою очередь семья в существенной мере воздействует на социальную организацию общества, определяет во многом возможности и перспективы его развития.
В условиях переходного периода социальная поддержка отдельных категорий молодых семей приобретает особую значимость: во-первых, в общественном мнении преобладает установка на сохранение и увеличение государственной помощи; во-вторых, особого внимания государства и его институтов требуют семьи групп риска; в-третьих, при оказании государственной помощи различных видов целесообразно дифференцировать поддержку в зависимости от типа семей, их полноты, среднего дохода, места проживания.
Следовательно, целью использования полученных данных является:
1) увеличение гражданской активности и самостоятельности среди членов молодых семей;
2) повышение социально-экономического статуса молодой семьи;
3) совершенствование оказания экономических, юридических, информационных и других услуг молодой семье;
4) снижение уровня безработицы среди членов молодых семей.
Исследование «Молодая семья региона: десять лет в условиях перемен» выявило основные состояния, проблемы и перспективы развития современной молодой семьи. В опросе принимали участие семьи, где возраст супругов не превышал тридцати лет, имеющие детей, а также бездетные пары. Оценка состояний современной молодой семьи, тенденций протекающих в этом социальном институте, проведена на примере Хабаровского края. Организуя социологическое исследование молодых семей на территории края, мы пытались найти и определить те направления, которые позволили бы закрепить молодую семью в Дальневосточном регионе и создать благоприятные условия для формирования и реализации ее потенциала. Одним из важнейших условий формирования и развития социально-экономического потенциала семьи является ее материальное положение. В этой связи изучались доходы и расходы молодых семей, выявлялось их соотношение, а также самооценка молодежью своего материального положения. Также молодые семьи опрашивались на предмет изучения демографической ситуации в крае, ценностных ориентаций молодого населения края, психологического климата, распределения ролей в семье, обеспеченности молодежи жильем и отношения к действующим в РФ приоритетным национальным проектам.
Результаты социологического опроса молодых семей позволяют сделать следующие основные выводы.
Семья в сознании молодежи занимает достаточно прочную и лидирующую позицию в шкале приоритетных ценностей. Тем не менее, важно отметить и ряд негативных моментов: достаточно высокий процент конфликтности в семьях (51,6%), лояльное отношение к прерыванию незапланированной беременности (14,0%), низкий уровень здоровья (13,7 % респондентов имеют хронические заболевания) и непонимание того вреда, который несет неправильный образ жизни.
Доход молодой семьи низок и далек от желаемого. Практически пятая часть молодых семей (22,5%) получает доход ниже 5000 руб. Отдельную квартиру имеет лишь 42,1% молодых семей края. При этом у определенной части молодежи, которая не имеет собственного жилья, в ближайшем будущем нет вариантов решения данной проблемы (16,2%).
Итоги исследования показывают низкую информированность молодых семей о реализации в крае общероссийских приоритетных национальных проектов, помогающих молодой семье приобрести жилье или получить материальную помощь при рождении второго и последующих детей («не знакомы» 20,3% и 48,2% соответственно), существовании специализированных структур помощи и об услугах, которые они оказывают. Такой вакуум возникает с одной стороны, из-за недостатка информации и рекламы, которая позволила бы молодым людям узнать о направлениях работы с молодой семьей. Часто даже информация не является адресной, т.е. до нужной целевой аудитории так и не доходит. С другой же стороны, вся деятельность структур помощи упирается в нежелание самих членов семьи идти на контакт и в отсутствии социальной активности молодых людей.
Другие материалы:
Анализ развития семейных групп в МУ "ТЦПСД"
Орджоникидзевского района с 1999 - 2004 г.г.
Первая семейная группа была создана в МУ "ТЦПСД" в четвертом квартале 1999 года. В нее был устроен один ребенок. На протяжении следующих четырех лет (2000 - 2003 г. г) развитие движе ...
Характеристика демографической ситуации в России и
Новосибирской области на современном этапе
Демографическая ситуация в России характеризуется сложными и не однозначными процессами в развитии населения. По числу жителей РФ занимает седьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана. К началу XXI века Ро ...
Информационная цивилизация
В течении более 2,5 тыс. лет, вплоть до сер. ХХ века, информация воспринималась как передача сообщения. С появлением кибернетики стало ясно, что информация имеет отношение к процессам управления и развития, обеспечивающим выживаемость люб ...