Теоретические основы пенитенциарной социальной работы. Предмет и категориально-понятийный аппарат пенитенциарной социальной работы
Страница 4

Социологическая информация » Социальная работа с различными категориями осужденных в пенитенциарной системе » Теоретические основы пенитенциарной социальной работы. Предмет и категориально-понятийный аппарат пенитенциарной социальной работы

Социальная работа с осужденными направлена на достижение общих целей деятельности:

- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом;

- создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

- адаптации или реадаптации в обществе;

- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

- достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает».

Следовательно, цель пенитенциарной социальной работы состоит в превенции ухудшения ситуации, сложившейся у конкретного осужденного и их групп, разрешении социальных проблем, актуализации личностного потенциала по преодолению имеющихся и перспективных трудностей или, по крайней мере, в фасилитации (облегчении) субъективного переживания человека, изменении отношения к неразрешенным проблемам и ситуациям в период лишения свободы. Главное при этом – содействие реализации основной стратегической цели исполнения уголовного наказания – исправлению осужденного. В каждой конкретной ситуации на личностном уровне с учетом специфики проблем и индивидуальных характеристик осужденного общие цели социальной работы персонифицируются.

Пенитенциарная социальная работа, как и любой иной вид деятельности, направлена на эффективную реализацию целей и задач, достижение оптимального результата, что предполагает выявление, формирование и учет наиболее существенных, устойчивых, объективных социальных связей и явлений, имеющих отношение к конкретной ситуации и проблемам осужденного, то есть законов и закономерностей. Их познание – главная задача науки, на основе чего формируются рекомендации для практики.

В качестве основной закономерности выделяют связь социальной политики государства с содержанием социальной работы в обществе и ее социальных системах. Фактическое осознание необходимости и введение социальной работы как самостоятельного профессионального вида деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, свидетельствуют о гуманизации воспитательного процесса в уголовно-исполнительной системе, об ориентации социальной, уголовно-исполнительной политики на защиту прав и оказание разнообразных видов помощи осужденным, как одной из наиболее уязвимых категорий населения.

Закономерной является и взаимосвязь между целями общественного функционирования и уровнем развития социальной работы со всеми группами нуждающегося населения, в том числе осужденными. Очевидно, что прогрессивное развитие российского общества, движение к социальному миру и справедливости невозможно, если оно игнорирует законные интересы миллионов своих граждан, попавших даже по собственной вине в трудную жизненную ситуацию. Развитие социальной работы с осужденными способствует гармонизации личностных и общественных отношений, а также изменению и реформированию отдельных элементов социальной системы.

Пенитенциарная социальная работа закономерно связана с исправлением осужденных. Процесс их исправления предполагает устранение личностных деформаций и развитие позитивного потенциала в различных видах общественно полезной деятельности. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе, фактически выступая одним из основных средств исправления, решает социальные проблемы осужденных, ресоциализирует их, восстанавливает и регулирует связи с обществом, готовит к полноценному самодостаточному социальному функционированию (социальной реабилитации) после освобождения, а также развивает осужденного как личность. Восстановление социального благополучия способствует результативности воспитательного процесса, профилактике рецидива, полноценной самореализации человека. В свою очередь, хорошо организованный процесс исправления создает условия для эффективной социальной работы, которая при этом становится предпосылкой для исправления осужденного.

Закономерна зависимость эффективности социальной работы с осужденными от уровня ее организации, системности, оптимальности и действенности структуры социальной службы в уголовно-исполнительной системе, а также качественных характеристик уровня ее взаимодействия внутри исправительных учреждений и вовне с соответствующими федеральными и местными службами, другими заинтересованными лицами и общественными силами.

Результаты социальной работы с осужденными детерминированы профессиональным сознанием, социальной ориентацией персонала, включенностью в эту деятельность всех сотрудников исправительных учреждений, родственников осужденных, представителей государственных органов, общественных, религиозных и иных организаций, всех заинтересованных лиц, а также уровнем координации их взаимодействия.

Поскольку социальная работа с осужденными строится на совместной заинтересованности специалиста и осужденного в конечных результатах взаимодействия, зависит от степени профессионализма, компетентности первого и активности второго, целостности и комплексности в использовании различных методов, средств и форм помощи, поддержки, защиты, и при необходимости - коррекционного воздействия на осужденного, сочетании различных способов работы с личностью осужденного и оздоровления микросреды, то эти взаимосвязи тоже могут быть отнесены к закономерностям пенитенциарной социальной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Анализ подходов к семейной политике в современном мире. Основные направления реализации государственной семейной политики
Общественная необходимость государственной семейной политики обусловлена рядом факторов. Она является важнейшим социальным инструментом, стабилизирующим общество, снижающим социальную напряженность, способствующим гражданскому согласию. ...

Социализация как социально-педагогическое явление
Раньше проблемы образования и способы их раз решения усматривались в развитии разума человек; как основы всякой культуры, теперь же сам разум рассматривается как соответствующий результат социально-культурной эволюции, традиции, изменений ...

Организационно-распорядительные методы
В рамках организационных технологий менеджеры всех уровней, занятые в учреждениях социально-культурной сферы, пользуются так называемыми организационно-распорядительными методами. Среди них выделяются три группы: 1) директивные методы (р ...