Из приведенного выше анализа разнообразия социологических исследований и их важности в исследовательской работе, можно сделать краткие выводы.

В зависимости от основания, по которому ведется классификация социологического исследования, существует определенное количество их видов. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Кроме этого, выделяют еще два вида – точечное и повторное, а также пробное исследование.

Выбор того или иного вида зависит:

· от цели, практической и научной целесообразности исследования и сущности;

· специфики социальной проблемы, избранной предметом исследования, и определяется возможностями конкретной исследовательской группы и глубиной знаний ее членами методологии и методики, техники и организации сбора социологической информации, практического опыта.

Основные методы социологических исследований – опрос, социологическое наблюдение, анализ документов.

Таким образом, проведение социологического исследования – процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.

Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями.

[1] Самойленко Е.Н.Социология: Курс лекций для студентов специальности «Менеджмент организаций».

Тема 9. Методы социологического исследования. – Киев, КНУСА, 2005. – С.125.

[2] Харчева В.Г. Основы социологии: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений. - М.: Логос, 2000. – С.265.

[3] Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И.Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 2001. – 480 с.

[4] Харчева В.Г. Основы социологии: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений. - М.: Логос, 2000. – С.268.

[5] Там же. – С. 271.

[6] Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы / В.А. Ядов. - Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1995. – 328 с.

[7] Там же. – С.246.

[8] Самойленко Е.Н. Социология: Курс лекций для студентов специальности «Менеджмент организаций».

Тема 9. Методы социологического исследования. – Киев, КНУСА, 2005. – С.127.

[9] Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 2001. – 480с.

[10] Самойленко Е.Н.Социология: Курс лекций для студентов специальности «Менеджмент организаций».

Методы социологического исследования. – Киев, НУСА, 2005. – С.129.

[11] Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 2001. – 480 с.

[12] Самойленко Е.Н.Социология: Курс лекций для студентов специальности «Менеджмент организаций».

Методы социологического исследования. – Киев, НУСА, 2005. – С.141.


Другие материалы: