В настоящее время на фармацевтическом рынке Украины наблюдается парадоксальная ситуация: несмотря на то, что рынок лекарственных средств уже насыщен, постоянно обсуждается вопрос ограниченных возможностей в лечении амбулаторных и стационарных больных, связанных с низким уровнем доходов большинства населения и неадекватным бюджетным финансированием лечебных учреждений. Проблема усложняется и тем, что фармацевтический сектор работает в рыночных условиях, а государственная система здравоохранения функционирует как гарант бесплатной медицинской помощи. Развитие национальной фармацевтической индустрии вынуждено коррелировать с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения; неэффективным использованием средств; увеличением распространения инфекционных заболеваний и заболеваний системы кровообращения; увеличением резистентности к антибиотикам вследствие нерационального лечения; возникновением эпидемий «болезней бедности» и др. Низкая платежеспособность большинства граждан приводит к тому, что лекарственные средства, особенно дорогостоящие, для них недоступны. Так, в среднем за три-четыре месяца цена как отечественных, так и импортных лекарств увеличивается в среднем на 35–40%.

Таким образом, в центре внимания общественности - гармонизация социальных и экономических интересов населения, субъектов фармации и здравоохранения в целом.

К сожалению, аптечные работники все реже задумываются о доступности лекарственной помощи для населения, все в большей степени аптеки приобретают функции торгующей организации, работающей на прибыль, и ради этой прибыли специалисты аптек готовы без рецепта отпустить и навязать пациенту ненужное ЛС.

В ситуации, когда товарно-денежные отношения приобретают “всеобщий” характер, государство обязано ограничить этот процесс в такой важной сфере, как лекарственное обеспечение населения. В соответствии с Федеральным законом № 86-ФЗ от 22.06.98 “О лекарственных средствах” государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения ЛС, осуществляется путем государственного регулирования цен на ЛС.

При этом гибкая система экономических и организационных методов стабилизации цен гарантирует рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств, выделенных на оказание лекарственной помощи, а также обеспечивает доступность ЛС.

v Среди опрошенных потребителей преобладали женщины (76%). Возрастной диапазон посетителей достаточно широк, колеблется от 20 до 60 лет. Основная доля посетителей относится к возрастной категории от 41 до 60 лет, средний возраст посетителя составляет 43 года.

v По социальной принадлежности контингент опрошенных посетителей распределился следующим образом: 37 % составляют социально-незащищенные группы (это учащиеся, студенты, пенсионеры, безработные, домохозяйки)

v Наиболее весомыми факторами, влияющими на выбор потребителей лекарственных средств оказались цена, эффективность и безопасность их применения, причем на первом месте – цена

v Большинство посетителей аптек - семейные люди с преобладающим показателем численности состава семьи 3–4 человека. Частота обращения в аптеки увеличивается при наличии в семье детей младше 10 лет и взрослых старше 45 лет

v Наибольшая доля покупок приходится только для себя. Как правило, лекарственные средства используют для самолечения таких заболеваний, как насморк, простуда, головная боль, кашель, зубная боль, боль в горле, нарушение пищеварения, несварение, гипертония, порезы, ссадины, угревая сыпь, герпес. Витаминные препараты (около 30% покупок) как правило, приобретаются либо только для детей, либо для применения несколькими членами семьи одновременно. Так же для детей приобретаются противопростудные препараты. Для пожилых членов семьи в основном приобретаются препараты для лечения желудочно-кишечных заболеваний и гипотензивные средства.

Страницы: 1 2


Другие материалы: