Факторы, влияющие на проведение интервьюСтраница 2
Ответы респондента на открытые вопросы будут более откровенными, пространными, если интервьюер улыбается собеседнику, поддерживает его рассуждения одобрительными кивками, восклицаниями и т.д. Положительные результаты дает опрос, который проводит интервьюер, хорошо знакомый респондентам, пользующийся у них уважением и доверием. Вместе» V с тем недопустимо, чтобы интервьюер находился в прямых служебных отношениях с респондентом.
Существенное влияние на качество ответов может оказать присутствие третьих лиц. Особенно это влияние возрастает при невысоком уровне образования респондента. Эти лица нередко включаются в беседу, высказывают свое мнение, поправляют респондента, уличают его в том, что он говорит неправду, дает неправильные оценки фактам и т.д. Иногда они создают ироническую атмосферу во время беседы, побуждают респондента к несерьезным ответам. Нередко сами респонденты обращаются к присутствующим за помощью, например, если нужно что-либо вспомнить.
Негативное влияние «третьих лиц» во время опроса очевидно, и их присутствие надо исключить. При необходимости интервьюер должен предпринять усилия, чтобы обеспечить беседу с глазу на глаз.
Другие материалы:
Социальные движения
Социальное движение - массовые коллективные действия по реализации специфических интересов и целей: рабочее, крестьянское, национально-освободительное, экологическое, женское, молодежное и другие движения.
Социальное движение - в социоло ...
Общественные отношения и личностные качества
Исследования западных социологов показали, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, ...
Группы самопомощи и взаимопомощи в социальной работе. Понятие
«группа». Классификация групп
Человек живет среди людей. Вся его жизнь протекает в разнообразии более или менее устойчивых объединениях, обозначаемых в социальной психологии понятием «группа».
Группа –
это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выдел ...