Организационно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства
Страница 1

Социологическая информация » Финансовые аспекты государственной политики по поддержке материнства и детства » Организационно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства

В Конституции РФ закреплено, что «… в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства .». Также Конституция РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»[4].

Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

К важнейшим законам, закрепляющим права детей в РФ, относятся: Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ.

Определяющее значение в установлении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала XX века. Всеобщая декларация прав человека[5] закрепила (п. 2 ст. 25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в:

- Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.);

- Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.).

Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).

С начала XX века было разработано и принято множество специальных международно-правовых актов, направленных на охрану рассматриваемого института, в частности необходимо выделить следующие акты:

- Конвенция Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.);

- Конвенция Международной Организации Труда № 3 об охране материнства, принятая в 1919 г. (не ратифицирована РФ);

- Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.);

- Рекомендация Международной Организации Труда от 15 июня 2000 г. № 191 о пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства;

- Рекомендация Международной Организации Труда от 28 июня 1952 г. № 95 об охране материнства.

Защите интересов детства посвящены, в том числе, следующие специальный конвенции Международной Организации Труда: № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу», № 29 «О принудительном или обязательном труде» и № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций. Так, например, можно выделить Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы»

В РФ проживает 31,6 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются, в первую очередь, в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество[6].

Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской заболеваемости и инвалидности.

Только 30% новорожденных могут быть признаны здоровыми. Более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Поэтому одновременно с развитием федерального законодательства в сфере обеспечения прав и интересов детей сформированы основы соответствующего регионального законодательства. Важнейшим направлением обеспечения прав и интересов детей в субъектах РФ является принятие специальных законов по защите прав детей. Так, например, такие законы приняты в Республике Саха (Якутия) – «О правах ребенка»; Красноярском крае - «О защите прав ребенка»; Приморском крае – «О защите прав ребенка в Приморском крае»; Томской области – «Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области».

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Успешность социально-педагогической работы
Успешность социально-педагогической работы с личностью, группой, общностью зависит от добровольного участия многих людей. Для выполнения некоторых задач социальному педагогу просто необходимо привлечение волонтеров (при использовании опос ...

Социальное действие как предмет социологии
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективн ...

Судьбы Марксистской социологии
В наше время некоторые страны используют в основе Марксистскую теорию. Например, Китай вполне успешно совместил социализм и рыночную экономику (основу капитализма), но прошедшие года показали что теория, в особенности революционный путь р ...