Использование комплекса игр в работе с детьми-сиротами
Страница 2

Социологическая информация » Социализация детей-сирот » Использование комплекса игр в работе с детьми-сиротами

Характеризуя игру, следует обратить внимание на ее содержание, под которым понимается сюжет игры, ее правила и игровое действие, которое предназначено для достижения цели самой игры. Сюжет – сфера действительности, которую отражает человек в игре. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и др. Сюжеты игр видоизменяются в зависимости от конкретных условий жизни человека, от его кругозора, от той исторической эпохи, в которой он живет. Правила игры – это положения, в которых отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Это одно из важных организующих ее элементов. Они предопределяют последовательность действий, взаимоотношение партнеров. Игровое действие реализует сюжет игры и включает такие элементы как, неожиданность, загадку, соревнование, лаконичную фразу и т.д.

С точки зрения А.В.Запорожца, игровая деятельность состоит из трех компонентов.

1. Игровое состояние, которое характеризует эмоциональное отношение субъекта к реальной действительности в определенный промежуток времени. Игра будет только в том случае если есть определенное эмоциональное состояние играющих. Если есть игровое действие, но нет состояния или есть общение, но вновь нет состояния, то не может быть полноценной игры.

2. Игровое общение. Игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует. Общение в игровой действительности специфично, так как в игре существует определенная игровая мобилизация личности на решения задачи взаимодействия со всеми участниками игры в соответствии с правилами. Поэтому, можно выделить такие мотивы игрового общения как ориентация на выполнение игровой цели, самореализация, получение удовольствия от общения.

3. Собственно игровая деятельность строится на анализе трех важных элементов деятельности: субъект (индивид, группа, коллектив); объект (характеризуется в зависимости от игры, цели, участников игрового взаимодействия); активность, которую направляет субъект на объект [21].

Существуют разные подходы к классификации игр. Одну из них представим на рис.1

Игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях его существования овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.

Игра формирует личность, подготавливая ее к различным видам деятельности. Игра, влияя на складывание определенных поведенческих навыков, отражает вероятностное будущее, она выступает как многостороннее и вариативное приспособление к этому будущему. Таким образом, перебирая игровые ходы - варианты, человек учится ориентации.

Таким образом, игровые технологии по своей природе располагает к участию в ней любого человека. Остановимся на основных особенностях игрового взаимодействия.

1. Условность игры позволяет игрокам быть причастными к грандиозным событиям. Игровое пространство и время может сжиматься и, наоборот, растягиваться. Игры позволяют получить целостное представление о реальности за счет условности, воспроизведения лишь существенных компонентов системы, сжатия временных и пространственных интервалов.

2. Игра это проба потенциальных возможностей личности, но в отличие от действительности без ущерба.

3. В игре исчезает конкретная личность и появляется роль, в которой могут проявиться скрытые до этого возможности человека.

4. В игре нет внешних отрицательных оценок, всегда есть риск, неопределенность, но никогда нет страха, т.е. в игре человек свободен.

Рассматривая социализированность как сложное структурное образование, интегрирующее информационный, мотивационный и деятельностный компоненты, в ходе эксперимента последовательно сменялись группы игр.

Таблица 2.2Последовательность усложнения игровой деятельности

Компоненты

Цель

Игры

Результат

Информационный

Расширение социальных знаний о социальном мире, социальных ролях

Сюжетно-ролевые игры ("Пациент и врач", "Пожарники", "Брейн - ринг", "Роли", "Парикмахерская", "Загадочный калейдоскоп" и др.)

Вхождение в информационное пространство, умение обсуждать социальные явления, ориентироваться в потоке информации

Мотивационный

Освоение социальных отношений; анализ фактов, вычленение главного

Игры с элементами соревнований, психодраматические взаимодействия ("Спасательный круг", "Вперед, романтики", "За спиной", "Идеальный другой", "Догнать мяч", "Страна Олимпиадия" и др.)

Способность действовать адекватно условиям, оперативно оценивать условия и партнеров, коррекция своего поведения

Деятельностный

Освоение способов взаимодействия со средой, самостоятельное освоение передачи информации другим людям

Режиссерские игры ("Пойми меня", "Утренняя звезда", "Летние забавы", "Лунный маскарад", "Белое и черное", "Праздник – безобразник", "Земля-матушка", "В мире животных", "Мы и природа" и др.)

Осознание ответственности за свои поступки, включенность ребенка в самостоятельное творчество, осознанное отношение к игре как общественно и личностно значимой деятельности, направленность на передачу социальной информации

Страницы: 1 2 3


Другие материалы: