Использование в реабилитационном процессе рекреационных зон досуга и творчества
Страница 2

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Использование в реабилитационном процессе рекреационных зон досуга и творчества

Обширный ряд социально-культурных технологий связан с музыкальной терапией. Диапазон методик и способов, накопленных специалистами в этой области, включает в себя обучение инвалидов музицированию на различных инструментах, вовлечение их в концертную деятельность, привитие навыков прослушивания музыкальных произведений, просмотры музыкальных спектаклей, сочинительство, использование музыки в психотерапевтических сеансах - вот неполный перечень социокультурных технологий реабилитации лиц с ограниченными возможностями с использованием музыки и музыкального воспитания.

Организация досуга, проведение праздников (от камерных до массовых), литературно-музыкальных гостиных также направлены на формирование положительных эмоций, расширение социального опыта и т. п. Особенностью праздников является сохранение оздоровительного пространства - дозированность во времени, в объеме материала, в эмоциональном восприятии, в чередовании состояний возбуждения - торможения, напряжения - расслабления, в использовании релаксационных пауз и др.

Большой опыт социокультурной реабилитации музыкальными средствами накоплен в работе с лицами, страдающими нарушением зрения. В системе Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Всероссийского общества слепых (ВОС) и других на базе специализированных домов культуры, клубов, интернатов, широко распространенной является художественная самодеятельность.

Особенно эффективным в плане социально-культурной реабилитации считается развитие хорового пения слепых, которое, объединяя музыку и слово, обогащает эмоциональный опыт и эстетическое развитие юных и взрослых исполнителей. Учебно-репетиционная и концертно-исполнительская деятельность оказывает благотворное познавательное, воспитательное, просветительское, лечебно-оздоровительное, досуго-вое, эмоционально-эстетическое воздействие на человека с нарушением зрения. Хоровая художественная самодеятельность всегда была и остается самым распространенным во всех регионах видом социально-культурной реабилитационной технологии для этой категории инвалидов.

Работа музеев среди лиц с ограниченными возможностями имеет свою историю и опирается в основном на опыт проведения экскурсий. Однако вопросами специальной разработки музейных технологий, рассчитанных не на эпизодические контакты, а на постоянное сотрудничество с детьми и взрослыми-инвалидами, а также лицами пожилого возраста, начали заниматься лишь в последние годы.

Например, в советский и постсоветский (до 1992 года) периоды основными формами работы российских музеев с инвалидами и пенсионерами были следующие: льготное экскурсионное обслуживание, проведение эпизодических тематических мероприятий, шефство над интернатными учреждениями. Тем не менее в стране есть музейные учреждения, где разработаны и умело используются социально-культурные реабилитационные технологии.

Большой опыт в этом отношении накоплен Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге, создавшим свои филиалы в школах и реабилитационных центрах города. Сотрудники Эрмитажа руководят изостудиями юных художников-инвалидов, с их помощью в актовом зале самого музея стало традицией проводить массовые театрализованные детские праздники, спектакли, карнавалы.

Обучающие реабилитационные технологии социально-культурного профиля, направленные на организацию систематических занятий с постоянной детской и взрослой инвалидной аудиторией, прочно вошли в практику и ряда московских музеев - Музея музыкальной культуры имени М.И Глинки, Политехнического музея, Музея-гуманитарного центра «Преодоление» и других. В ряде территорий Российской Федерации успешно работают музеи первичных организаций Всероссийского общества инвалидов. Так, в 1999 году был открыт музей Башкирской организации общества слепых в г. Уфе. Однако, как показывает практика, необходимо принятие специальных нормативно-правовых актов, в том числе стандартов музейной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями, позволяющих адаптировать музей к их возможностям.

Таким образом, в России, как и за рубежом, накоплен богатый опыт участия инвалидов в различных видах культурной деятельности. Однако вовлечение инвалидов и пожилых в эту деятельность, предоставление им определенных экскурсионных, просветительных, художественно-зрелищных услуг осуществляются в основном в зависимости от обращения самих инвалидов, а не путем активного профессионального выявления лиц, нуждающихся в целенаправленной реабилитационной помощи с использованием соответствующих социально-культурных технологий.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Определение индивида
"…Имея дело со свободными от всяких предпосылок немцами, мы должны, прежде всего, констатировать первую предпосылку всякого человеческого существования, а следовательно и всякой истории, а именно ту предпосылку, что люди должны иметь ...

Педагогические основы технологий
Принципиальное методологическое значение для социально-культурных технологий имеет их опора на основные постулаты педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литературе, состоит в последовательной трансформации социальных и кул ...

Социально психологические особенности детей сирот
В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род кач ...