Социально-защитные и реабилитационные технологии. Сущность и общая характеристика
Страница 2

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Социально-защитные и реабилитационные технологии. Сущность и общая характеристика

Другое немаловажное логическое основание классификации социально-защитных и реабилитационных технологий составляет структурно-содержательный признак. Он определяет направление и характер социально-защитного, реабилитационного воздействия на личность ребенка или взрослого, отбор и локализацию соответствующих средств и способов. С этой целью используются многочисленные социально-культурные технологии, в первую очередь оздоровительные (медико-биологические, валеологиче-ские, курортологические, лечебно-профилактические), культуро-ориснтированные и культуротворческие: (арттерапия, библиотерапия, экологические, гарденотерапия, иппотерапия, клубно-спортивные и спортивно-оздоровительные, лекотерапия, фитотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и др.), художественно-прикладные, ремесленные и другие. Например, в детской инвалидной среде хорошо себя зарекомендовала так называемая юморо-терапия - например, проведение выступлений артистов эстрады, цирковых клоунов, фокусников, шоу-групп в детских клиниках и реабилитационных центрах.

Часто для получения конкретного результата в реабилитации, коррекции, адаптации прибегают к выборочному отбору технологий по признаку преобладания одного или нескольких доминирующих на занятии методов, способов и приемов.

В этих случаях в распоряжении педагогов-организаторов находятся игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические и эвристические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные, в том числе масс-ме-дийные (компьютерные, системы «репетитор», «консультант», кино, телевидение, радио, пресса). Конечно, любая из этих технологий помимо преобладающего метода опирается и на другие способы и приемы, всегда остается комплексной. Но своим характерным акцентом на ту или иную сторону процесса реабилитации детей и взрослых она приобретает свое название.

Для достижения социально-защитных и реабилитационных целей психологически оправдан и выбор соответствующей организационной формы использования технологии. В данном случае характер и содержание работы менеджера, педагога, технолога зависят от целевой направленности мероприятия, состава участников и условий их социально-культурной деятельности.

Социальная защищенность и реабилитационное воздействие обеспечиваются за счет использования таких технологий, как внедрение льготного социально-культурного обслуживания нуждающихся групп населения, технологии специализированные, индивидуальные, мелкогрупповые, групповые и массовые; семейные, клубные, классно-урочные; дифференцированные и разновозрастные, стационарные и туристско-экскурсионные и другие. Одни из этих технологий являются традиционными, другие - нетрадиционными, альтернативными, нередко содержащими элементы инновации.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Взаимосвязь заболеваемости и смертности населения
Выраженный рост заболеваемости способствовал тому, что в 1992-1993 гг. динамика смертности резко изменила предшествующую траекторию и направилась почти вертикально вверх. Ее уровень увеличился в 1,5 раза по сравнению с серединой 80-х годо ...

Основные принципы классической методологии сводятся к следующим
1. социальные явления подчиняются законам общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов 2. по этому социология должна строиться по образу естественных «позитивных наук». 3. методы социального исследования ...

Эстетика молодежной субкультуры
Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес. Молодежь ...