Ресурсы социально-культурной деятельности. Понятие
ресурсной базыСтраница 2
2. Объекты социально-культурной сферы регионального (муниципального) подчинения, находящиеся на полном или почти полном бюджетном финансировании. Для них характерны слабая материально-техническая база, неустойчивое хозяйственно-экономическое положение, формальное существование расчетного счета в банке, а нередко и его отсутствие. Инертность и консерватизм современной кадровой политики ведут к нестабильности и текучести кадров.
3. Учреждения и организации, требующие больших инвестиций в свои проекты и программы со стороны различных ре-сурсодержателей (муниципальных органов, спонсоров, доноров, меценатов и др.), ориентированных на внедрение инновационных технологий в социально-культурной сфере. Для этих учреждений характерна свобода выбора видов социально-культурной деятельности, финансирования, использования различных форм собственности, которая обеспечивает возможности безболезненного вхождения в рынок.
4. Отраслевые учреждения и организации, находящиеся на полной или почти полной самоокупаемости. Для них характерна абсолютная самостоятельность в выборе видов деятельности и досугового обслуживания посетителей, активная хозяйственная позиция и инвестирование своего дальнейшего развития, а также внешних проектов и программ.
Социально-экономический статус каждого из отраслевых объектов культуры, образования, искусства, спорта, досуга является, по существу, результатом взаимного пересечения и взаимопроникновения нескольких характерных параметров. Каждый из них расширяет наши представления о данном объекте как о специфическом социально-культурном институте современного региона - поселка или города.
В зависимости от назначения и характера использования ресурсной базы все социально-культурные институты подразделяются на: многопрофильные, обеспечивающие одновременное развитие различных направлений социокультурной, просветительской и досуговой деятельности; однопрофильные, обеспечивающие разнообразие деятельности на основе какого-либо одного конкретного направления, вида, жанра или формы культуры, досуга, искусства, спорта и т.д.; прокатные (посреднические), предоставляющие свою базу для проведения различных мероприятий культурного и общественно-политического назначения, подготовленных любыми, в том числе и негосударственными, субъектами социально-культурной деятельности.
Программно-целевой принцип финансового и материально-технического обеспечения социокультурной деятельности предполагает целевое использование ресурсной базы социально-культурных институтов.
Основная (профильная) деятельность социально-культурных институтов предполагает производство и распространение культурного продукта, образовательных, досуговых и других услуг либо с использованием своей ресурсной базы, либо с помощью привлечения дополнительных ресурсов. В содержание основной деятельности входят:
а) собственная (штатная) деятельность. Она направлена на фиксированное производство конечного продукта (услуг); финансируется из бюджета преимущественно через госзаказ органами местного самоуправления разных уровней;
б) создание условий для развития самодеятельной и инициативной, индивидуальной и коллективной социокультурной, досуговой деятельности населения и отдельных граждан. В этих целях предоставляются необходимое время и средства обеспечения (прокат) для проведения мероприятий другими юридическими и отдельными физическими лицами, а также осуществляется консультационная и методическая помощь;
в) собственная предпринимательская, частная, кооперативная (нештатная, конъюнктурная), не связанная определенной номенклатурой деятельность. Она направлена на производство на платной основе культурного продукта, сервисных (информационных, посреднических, обеспечивающих и др.) услуг в соответствии с потребностями и запросами населения. Она осуществляется также на основе социально-творческого заказа государственных и иных организаций или частных лиц, ориентированных на культурную, просветительскую и досуговую деятельность, а также любых других имеющих юридический статус организаций.
Другие материалы:
Формирование и реализация государственной семейной
политики в России
В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась с социальной политикой. Институциональные интересы семьи специально не учитывались. Государство исходило из своих экономических, производ ...
Социализированность и критерии готовности к жизни
Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов [7].
От того, как происходит это взаимодействие в ...
Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор. Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в
догосударственный период
Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача ...