Семья как социально-культурный институт
Страница 3

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Семья как социально-культурный институт

Современные процессы в экономике общества, переход к рынку и новым формам собственности оказывают существенное влияние как в целом на приоритеты и стереотипы в семейном досуге, так и на экономический, социальный, правовой и культурный статус каждой отдельно взятой семьи. Рыночные отношения, приватизация дают спасительный шанс для активного и продуктивного вторжения в сферу семейного воспитания. Не использовать этот шанс - значит поставить десятки тысяч семей перед лицом непредсказуемых последствий, лишить их конструктивных социальных, нравственных, духовных ориентиров взамен утраченных.

Недооценка, невнимание к нуждам семьи не ослабляют, а, наоборот, многократно обостряют проблемы современной экономической, социальной, культурной ситуации, характерной сегодня для жизни миллионов семей. В этих условиях от государственных и общественных структур, задействованных в социально-культурной сфере, от социальных работников, социальных педагогов, организаторов семейного досуга требуется принципиально иная парадигма мышления и поведения.

Здесь, с одной стороны, не могут не учитываться современные реальные условия и возможности и собственные права социальных работников - организаторов семейного досуга, а с другой - конкретно и полно отражается их собственная гражданская, нравственная позиция.

Культурно-досуговая сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общественных институтов может стать реальным фактором совершенствования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определенных семейных общностей по интересам и характеру досуговых занятий.

В результате осуществления социально-культурных, досуговых программ (муниципальных, межведомственных, отраслевых и т.д.), как показывают исследования, иногда довольно существенно сужается спектр невостребованных и нереализованных духовных запросов семьи и отдельных ее членов, а также корректируются содержание и направленность досуговых потребностей и занятий.

В основе организации среды семейного досуга главенствующее место занимает социально-культурная деятельность. В отличие от многих областей социальной среды с ярко выраженной поисковой, исследовательской направленностью в социально-культурной сфере приоритет отдается активному деятельностному подходу в семейном воспитании, реализации семьи как ведущего субъекта разносторонней содержательной деятельности в сфере культуры и досуга, как первичного института культуры, здоровья, гуманизма, нравственности. Сферу семейного досуга мы рассматриваем и оцениваем через парадигму действия, которая практически переносится нами на каждую семью. Социально-культурная деятельность, по существу, представляет собой бесконечное поле для политического, социального, культурного творчества каждой семьи, развития творческих традиций народной семейной педагогики.

В современной обстановке, когда экономические, социальные, межнациональные катаклизмы, лихорадящие общество, не оставляют в стороне практически ни одну семью, социально-культурная деятельность в состоянии выполнить важнейшую общественную миссию: оставаясь незаменимым средством досуговых, культурно-творческих контактов, межсемейных, межнациональных отношений, она может эффективно реализовать себя как фактор гражданского мира в масштабах и государства в целом, и самого малого социума. В культурно-досуговой сфере, объединяющей семьи и граждан разных социальных групп, профессий, национальностей, совершенно естественно, закономерно и эффективно работает механизм согласия, а не конфронтации. Этот механизм находит благодатную почву в многочисленных досуговых, в том числе неформальных, семейных общностях, в актах милосердия и благотворительных акциях, в сотрудничестве разных возрастов и поколений, в обширной социально-профилактической и реабилитационной работе. Механизм согласия достаточно эффективен для того, чтобы снять возможные очаги напряженности как в отдельных семьях, так и в крупных многонаселенных общностях.

Резервы многочисленных социально-культурных институтов в их воздействии на семью и сферу семейного досуга используются далеко не в полной мере. Отсюда противоречия между подлинными возможностями этих институтов и степенью их реализации в семейной среде, между досуговыми интересами, предпочтениями семьи и реальными экономическими, материальными условиями их удовлетворения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Социология культуры как социальная культурология
Методологические основы социальной культурологии. Культура как предмет социальной культурологии. Исходное понятие культуры. Его соотношение с понятиями деятельности, общества, этноса, времени, истории. Становление социальной культурологии ...

Социальная организация
В повседневной практике понятие организация используется в разных значениях: 1. это некоторая деятельность по выработке новых норм, налаживанию связей, координации усилий отдельных членов соц. группы; 2. свойство какого-либо объекта иметь ...

Образовательные технологии. Образование как целостная социально-культурная технология
Поскольку образование, как отмечалось в предыдущих разделах, относится к ведущим видам общественной практики социально-культурной деятельности, постольку и образовательные технологии являются важнейшей составляющей современного социокульт ...