Физическая культура и спорт
Страница 4

1)сферу общедоступного спорта, предусматривающего организацию базового спорта в системе народного образования, развития профессионально-прикладных видов спорта, спортивной рекреации (восстановления) и реабилитации; 2) сферу высшего спортивного мастерства, достижения наивысших результатов через систему профессионального (коммерческого) и некоммерческого спорта.

Современные виды спорта являются эффективным средством профилактики наркотической и алкогольной зависимости в молодежной среде. Экстремальные виды спорта (сноубординг, серфинг), а также виндсерфинг, скейтинг, пейнтбол привлекают подростков и юношей, позволяют им испытать себя, проверить свои силы, волю. Они убедительно демонстрируют подросткам возможность применить свою энергию для собственной пользы, отвлекают их от других рискованных занятий. Необходимо шире пропагандировать эти виды спорта и создавать возможности для занятий ими.

В решении задач формирования физической культуры детей и подростков школа, семья и культурно-досуговые учреждения обладают своими специфическими возможностями. Для школы это система обучения, направленная на достижение определенной цели, построенная в соответствии с принципами дидактики, реализующая определенное содержание, использующая систему форм, методов и средств.

Семья обладает преимуществами в плане положительного примера, создания соответствующей семейной атмосферы.

Социально-культурные и культурно-досуговые учреждения в силу добровольного принципа участия и большего разнообразия занятий (соревнования, тренировки, праздники) способствуют привлечению детей и подростков, формированию положительной мотивации и устойчивого интереса к занятиям.

Авторы учебника «Культурно-досуговая деятельность» утверждают, что культурно-досуговая среда как часть общей среды существования более всего соприкасается с душевным и духовным началом человека. Именно в культурно-досуговой среде в большей мере, чем в производственной, бытовой и других, человек имеет возможность соприкасаться с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации, окунуться в мир научных понятий и открытий1.

Культурная среда притягивает большинство людей, будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры.

Теоретики социально-культурной и культурно-досуговой деятельности отмечают, что длительное время в социально-культурной среде (в том числе и культурно-досуговой) господствовала чрезмерная централизация управления, что породило у значительной массы населения, особенно у молодежи, кризис доверия к сегодняшним и будущим инициативам государства в социально-культурной сфере.

В настоящее время область физической культуры и спорта, как и любая социально-культурная среда (среда досуга, образования, общения и т.д.), не всегда и не везде подготовлена к изменениям, происходящим в обществе и в сознании людей. Постоянно возникает необходимость в упорядочении этой среды, в ее целенаправленной организации. Такое положение дает основание сделать вывод, что создание благоприятной среды для физического воспитания населения предполагает решение целого ряда социально-экономических, педагогических, материально-технических задач.

Организуя и развивая социально-культурную среду, необходимо максимально использовать возможности ее основных звеньев: школы, семьи, культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных учреждений; повышать мастерство педагога-организатора физического воспитания в сфере досуга, организовывать сам процесс социально-культурной деятельности и решать проблемы, связанные с созданием совокупности условий, факторов и возможностей для ее реализации.

В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.

Такое значение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида. Она является непременным условием направленного развития и физической подготовки учащихся к жизни, оптимизации их физического состояния.

Физкультурная деятельность как всякая социокультурная деятельность состоит из нескольких компонентов. Цель - конечный результат, которого необходимо достигнуть в итоге занятий физической культурой (это может быть укрепление физического и эмоционального здоровья, повышение уровня развития отдельных двигательных качеств и двигательной подготовленности, закаливание, улучшение телосложения и т.п.). Эффект работы педагога-организатора во многом зависит от правильной постановки целей, адекватных возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Педагогическая система Сухомлинского
Если ребенок постепенно учится воспринимать красоту, восхищаться ею — это означает, что его восприятие становится более эмоциональным, накапливаются эстетические впечатления, без чего невозможно облагораживание души, развитие человечного ...

Семейно-ориентированный подход и его роль в работе с детьми
Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной поддержке, заключается в признании недостаточности воздействия исключительно на ребенка и как можно более широком вовлечении семьи в программу помощи ребенку ...

Исторический процесс и его участники
Исторический процесс– это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторические факты– основа исторического процесса: - любой исторический факт представляет собой эл ...