Образование и карьера
Страница 4

В базовом уровне образования выделяется так называемый региональный компонент. Он обозначает более высокий уровень образованности по сравнению с исходным уровнем, задаваемым государственным стандартом. Этот новый уровень может быть достигнут за счет организации дополнительного образования, надстраивающегося над государственным образованием и привносящим в общее образование региональную специфику. Благодаря региональной системе образования люди получают возможность беспрепятственно включаться в те области и формы организации социально-культурной деятельности, которые традиционно сложились в том или ином регионе. При этом важно учитывать, что регион - это не просто административно-территориальная единица. Регион характеризуется: а) исторически сложившимся на данный момент времени общим для некоторой территории укладом жизни (системой разделения труда и подготовки кадров, своей управленческой структурой и инфраструктурой, отношениями между различными слоями населения и т.п.); б) наличием программ развития этих исторически сложившихся форм организации жизни и деятельности; в) общностью людей, проживающих на данной территории, являющихся носителями и реализаторами данных программ развития и обладающих самосознанием субъекта исторического действия.

Таким образом, за достижение регионального компонента в уровне образованности ответственность несет уже не государство, а та или иная региональная общественная система, ставящая перед собой задачу самовоспроизводства. Под региональной общественной системой понимается человеческое объединение в лице определенной социокультурной общности. Она имеет: а) уникальные культуросообразные целевые ориентиры, определяющие их историческую миссию и будущее, б) собственное мировоззрение, задающее систему ценностей и оснований для самоопределения и действия общности в целом и входящих в ее состав личностей, в) неповторимые исторические традиции, которые позволяют непрерывно наращивать культурный потенциал общности, совершенствуя высшие образцы человеческого мышления и деятельности, созданные прошлыми поколениями, и принимая на себя задачи, далеко выходящие за пределы отдельной человеческой жизни.

Понятие образовательная среда вводится для обозначения всей совокупности различных систем мыследеятельности, в которые оказывается «погружено» подрастающее поколение и где происходит его «встреча» и присвоение им ценностных ориентиров, проблемно-целевых установок, способов и методов мышления и деятельности, которые были характерны для той или иной региональной общественной системы. Образовательной среде противостоит продуктно ориентированная педагогическая технология (своеобразная «обучающая машина»), которая рассчитана на поточную унифицированную работу со стандартным ребенком. Однако в условиях технологизированного обучения невозможно формировать мировоззрение, подводить к видению проблем и постановке личных целей, организовывать освоение культурных образцов мышления и деятельности.

Множество образовательных и социально-воспитательных технологий оказывают на ребенка точечное (локальное) и прямое воздействие с жестко требуемым результатом, которое не всегда соотносится с индивидуальными возможностями и ориентациями ребенка. В отличие от них образовательная среда имеет как бы размытое влияние (то есть действующее сразу по многим каналам), с непредсказуемым результатом, появляющимся после длительного латентного периода и возникающим на пересечении уникальных трасс саморазвития ребенка. Можно даже сказать, что образовательная среда одновременно имеет дело с множеством различных зон ближайшего развития, специфичных для каждого ребенка, попавшего в эту среду. С этой точки зрения, образовательная среда представляет собой сложнейшую систему неповторимых по результатам и по способам их достижения линий индивидуального развития разных детей, хотя, возможно, и пересекающихся внутри единого пространства-времени (хронотопа).

С другой стороны, образовательная среда - это множество разнообразных и уникальных по-своему личностных моделей мышления и деятельности человека. Эта модели тесно связаны друг с другом тем, что они реализуются в рамках социально-культурного занятия, и тем, что в них включены дети, и через них проходят трассы их индивидуального развития. Такой индивидуальный для каждого ребенка, подростка тип мышления и деятельности («мыследеятельный» тип) не является игрушечным - в нем все по-настоящему, а не понарошку.

И тем не менее в нем всегда есть место для ребенка и окружающих его детей - и это место не внешних наблюдателей, а реальных участников живого творческого, интерактивного процесса. При этом включенность ребенка в деятельность не означает его использование как бессловесного исполнителя воли окружающих. Дети включаются в совместную со взрослыми поисково-разработческую деятельность одновременно и как ее проектировщики, и как исполнители своих же замыслов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы: