Образование и карьера
Страница 2

Переориентация образовательной парадигмы, характерной для всей совокупности образовательных учреждений, образовательных методов и технологий, с когнитивно-информационной на аккультурирующую, объективно превращает образование в одну из ведущих общественных сфер социально-культурной деятельности.

Это овладение осуществляется либо посредством обучения - коммуникационного управления, состоящего в целенаправленном воздействии учителя на учащихся (субъект-объектное отношение), либо посредством самообразования (самообучения), где в качестве субъекта выступает сама личность.

Институт народного образования относится к категории социально-культурных институтов, преобладающей функцией которых является транслирование духовных ценностей и предоставление образовательных услуг. Он включает обширную систему учреждений, обеспечивающих дошкольное, школьное, профессиональное, среднее специальное, высшее, дополнительное образование. По состоянию школы, не столько как идеологического инструмента, сколько как современного социально-культурного института, судят об уровне развития воспитания, просвещения, культуры в истории и сегодняшней жизни каждой отдельно взятой страны.

Однако педагогическая, воспитательная, просветительная деятельность не является исключительной миссией системы народного образования. В той или иной степени неисчерпаемый образовательный потенциал свойствен практически всем социально-культурным институтам. Образовательный компонент заложен в самом феномене клуба и библиотеки, музея и филармонии, планетария и театра, в имманентно присущих им качествах, проявляющихся в реализации их социально-культурных функций. Не случайно многие из них в различные исторические периоды традиционно назывались и продолжают именоваться учреждениями внешкольного образования.

В историческом прошлом институту народного образования было свойственно стремление целиком взять на себя формирование личности учащегося, исключив влияние других социализирующих факторов. Подтверждением тому может служить распространенный в свое время в России институт благородных девиц.

Современные реалии объективно приводят к закономерному превращению образования из изолированной системы в важнейшую сферу социально-культурной деятельности. Сегодня образовательная отрасль закономерно рассматривается как общественная практика воспитания, жизнеобеспечения, социализации, коммуникации и рекреации, как система дифференцированных культурно-образовательных услуг, как механизм формирования и развития духовно-нравственной культуры и социокультурного потенциала каждого региона.

Количественные и качественные изменения, происходящие в структуре и профиле специальностей, в первую очередь определяются требованиями и запросами рынка образовательных услуг Ценностные ориентации детей и подростков в условиях рынка постоянно изменяются, поэтому так необходим их учет в системе как базового, так и дополнительного образования.

Если 25-30 лет назад в классификаторе специальностей содержалось не более 320 наименований, то сегодня эта цифра превышает 500. Среди 25 новых специальностей, открывшихся в последние годы в вузах культуры и во МГУКИ, появились «Социальная педагогика», «Культурология», «Социально-культурная деятельность», «Реклама», (Связи с общественностью», «Журналистика» и другие. С расширением рынка образовательных услуг связано возникновение и распространение негосударственного (коммерческого) сектора в области среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Центральной проблемой было и остается организационное и содержательно-методическое обеспечение преемственности и непрерывности образования как в среднем и высшем звеньях, так и в поствузовском пространстве - то есть там, где непосредственно осуществляется профессиональная карьера специалиста.

Образовательное пространство как сфера социально-культурной деятельности отличается многофункциональностью и разноуровневостью. Сегодня в этой сфере разрабатываются и реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно-нравственные, профессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы. Объектами их осуществления являются учреждения дошкольного, школьного, профессионального, среднего профессионального, высшего и особенно дополнительного профессионального образования.

Общественной практикой накоплен богатейший опыт взаимодействия и интеграции учреждений базового, профессионального и дополнительного образования с другими учреждениями социально-культурной сферы, с семьей, семейными клубами, детскими и юношескими социально-культурными организациями и объединениями. Такой диалог или полилог служит источником множества продуктивных идей и проектных инициатив в области превентивной и семейной педагогики, социально-культурной экологии, профилактики наркомании, алкоголизма, правонарушений в молодежной среде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Положение в обществе отцов-одиночек в России
В России среди всех семей с одним родителем и детьми до 18 лет 94 процента составляют семьи одиноких, вдовых и разведенных матерей и только 6 - семьи одиноких отцов[21]. Но есть в нашей стране и регионы-рекордсмены. В Якутии на каждые 60 ...

Анализ финансирования отдела социальной защиты. Экономическая характеристика Муниципального Учреждения «Отдел социальной защиты населения и труда администрации МО Новоторъяльский район»
Муниципальное учреждение «Отдел социальной защиты населения и труда администрации Муниципального образования Новоторъяльский район» является органом государственного управления, который создан Постановлением Главы местного самоуправления ...

Объективные факторы превраще­ния человека в жертву неблагопри­ятных условий социализации
Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характери­стик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный ...