Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа
Страница 3

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа

Реальными субъектами социально-культурной политики по праву считаются государственные органы, негосударственные (общественные) формирования и деловые (коммерческие) структуры.

Главными инструментами для субъекта социально-культурной политики, которые четко очерчивают её задачи и специфику, являются исходные документы, которые разрабатываются в следующей последовательности: 1) концепция, 2) проект и (или) программа, 3) бизнес-план, медиаплан (план рекламно-информационного обеспечения), мастер-планы и т.д. В реализации социально-культурной политики практически задействованы все учреждения и организации социально-культурной сферы, средства массовой информации, основные социально-демографические группы населения.

Каждый из субъектов, руководствуясь собственными интересами и идеями, порознь или совместно с другими выходит в социально-культурную сферу со своими концепциями, проектами, программами и инициативами. В этих целях он находит и максимально использует многочисленный актив разработчиков (идеологов), организаторов и исполнителей - непосредственных участников процесса реализации и регулирования социально-культурной политики.

Представители перечисленных категорий с полным правом пользуются социальным статусом культурного политика. Необходимо подчеркнуть, что сам термин «культурный политик» несет в себе широкий общественный смысл, он распространяется не только на физических (граждан), но и юридических лиц - государственные и негосударственные организации, предприятия, общественные формирования.

В практике социально-культурной деятельности государственных учреждений и общественных организаций само понятие культурной политики используется в нескольких значениях. Различным специализированным областям социально-культурной деятельности (досуг, образование, искусство, спорт, реабилитация и др.) в зависимости от возложенных на них общественных функций также соответствует особая по содержанию социально-культурная политика. Каждый из уровней этой политики опирается на определенный круг задач и концептуальный подход, направленный на их решение. При современной1 системе общественного разделения труда социальная и экономическая эффективность принимаемых решений обеспечивается за счет обязательного участия всех трех сторон - субъектов управления отраслью культуры, экспертов-специалистов (ученых) и представителей общественности, выступающих в роли исполнителей решений.

Совместная выработка и реализация управленческих решений самым активным образом влияют на конструктивность социально-культурной политики, позволяют добиваться гибкого сочетания долговременных стратегий и оперативных тактических шагов при подходе к проблемам.

Социально-культурную политику правомерно рассматривать как необходимый источник и закономерный результат создания и осуществления различных концепций социально-культурной деятельности.

Статус социально-культурной политики определяется ее исторической, гражданской, юридической и нравственной ответственностью, которую разделяют все реализующие ее субъекты. Привлечение к участию в формировании и реализации социально-культурной политики как можно большего числа субъектов возможно при создании соответствующего социально-культурной инфраструктуре региона (города, района) инвестиционного механизма. Основанием такого механизма может служить перераспределение полномочий и зон ответственности между законодательными и исполнительными ветвями власти, муниципальными учреждениями, юридическими лицами, не входящими в систему муниципальных органов, и гражданами.

В этих случаях ответственность законодательной власти (городской или областной Думы, городского совета или собрания) ограничивается принятием концепции социально-культурной политики. Именно депутатам, выступающим от имени жителей, дается право определять приоритеты культурного развития региона. Принятию концепции предшествует её достаточно подробная экспертиза, обоснованно доказывающая актуальность, реалистич-ность и социально-экономическую эффективность выдвигаемых целей и приоритетов деятельности.

Ответственность исполнительной власти (администрации области, города, района) состоит в разработке механизма реализации концепции и её ресурсного обеспечения. Этот механизм включает принятие нормативных документов и обеспечение межведомственного подхода в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ.

Инструментом этой политики являются гуманитарные социально-культурные технологии, широко используемые в образовании, искусстве, социальной работе, в области досуга, спорта и межэтнического сотрудничества, распространяемые на средства массовой информации, развитие хозяйственных укладов, систему государственного управления, то есть на всё то, что входит в предмет социально-культурной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Актуальные проблемы семейных отношений
Проходит свадьба, наступают будни реальной жизни, - и тогда оказывается, что свои судьбы соединили совершенно незнакомые друг другу люди. Какова же судьба такого брака? Для того чтобы ответить на этот вопрос, более правильным вопросом для ...

Марксистская социология . Исторические и социальные предпосылки возникновения в Европе "марксисткой социологии".
Социология марксизма – это теория социального развития общества, рассмотренная через призму материальных условий, через противоречия и существующий способ производства. Рассмотрим исторические и социальные предпосылки возникновения в Евро ...

Ролевой конфликт
1. Индивид вынужден одновременно выполнять 2 разные роли. 2. Ожидания, ктр. исходят от др. соц. ролей, оказываются несовместимыми. 3. Представления индивида о выполняемой им роли не совпадают с представлениями, ктр .имеют др. о его роли. ...