Социализированность и критерии готовности к жизниСтраница 1
Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов [7].
От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависят самоизменение человека на протяжении его жизни и в целом его социализированность [11]. смотреть наруто все серии наруто
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (трудовая или профессиональная социализация), был компетентным членом общества (языковая социализация) и т.п. [14].
Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.
В рамках проблемы социализированности как результата социализации на каждом возрастном этапе особняком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации [21].
Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично е связи с многообразием трактовок понятия «воспитание».
Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с помощью эмпирических показателей вызывают те или иные возражения. Более или менее корректно это делается по отношению к таким аспектам воспитанности, как образованность, профессиональная подготовка, установки и ценностные ориентации в различных сферах жизнедеятельности и пр. Однако выявленный уровень образованности человека или его социальные установки, например, в сфере межэтнического взаимодействия, далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению [14].
С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психологи педагог Л. Колберг подчеркивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными [22].
В многочисленных исследованиях все больше внимания уделяется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем [15].
Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.
Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой изменения статуса больших групп населения, превращают их социализированность в неэффективную для новых условий. Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность проблематичной.
Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей [7, 18].
Таблица 1.1. Критерии и показатели социализированности
Критерии социализированности |
Показатели социализированности |
Ценностная ориентация |
– присуща система устремлений личности и характер этой устремленности; – сформировано представление об идеалах, смысле жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности; |
Ценностная устойчивость |
– существует наличие собственных взглядов и умение их аргументировать; |
Ценностная гибкость |
– умение изменять свои взгляды и вырабатывать новые; |
Умение самостоятельно решать свои проблемы |
– сможет самостоятельно решать свои проблемы; – имеет представление о том, как можно самостоятельно решить свои проблемы; |
Наличие устойчивого интереса к чему-либо и мере его реализации |
– существует устойчивый интерес к чему-либо; – имеет представление о мере его реализации; |
Креативность |
– присущ творческий подход к своим планам, делам, общению; – нестандартное решение ситуации; |
Адекватность самооценки |
– присуща психологическая зрелость; – адекватное восприятие себя и своих возможностей; |
Ответственное отношение к себе, делу, группе, людям |
– ответственно относиться к себе; – ответственно относиться к делу; – ответственно относиться к другим людям; – качественное выполнение заданий; – ЗОЖ как приоритет; – помощь другим людям; |
Умение понимать другого человека (взрослого и сверстника) |
– умение идти на контакт; – умение понимать сверстников; – умение понимать взрослого; – умение вести конструктивный разговор; |
Умение сотрудничать в группе |
– умение идти на контакт; – восприятие других людей как реальных членов группы; – умение прислушиваться к другим людям; – умение соглашаться с мнением других людей; |
Сформированность отношения к другому человеку как высшей ценности |
– проявление доброты внимания, заботы, помощи, милосердия; – умение помочь другому человеку; – умение оказывать помощь своевременно; – оказывать помощь безвозмездно; |
Характер отношений с людьми |
– умение доброжелательно относиться к людям; – умение вести конструктивный разговор; – общительность; – оказание помощи другим людям, поддержки и заботы безвозмездно; |
Наличие жизненных планов и представлений о способах их реализации |
– наличие жизненных планов; – представление о способах реализации своих жизненных планов; – умение реализовывать эти планы; |
Толерантность |
– присуща терпимость к другим людям; – отношение к человеку не зависимо от его пола, расы и социального положения; – равноценное отношение ко всем людям; |
Умение идти на компромисс и искать конценсунс |
– умение идти на компромисс; – умение искать конценсунс; – умение уступать людям; – умение соглашаться с другими людьми; – умение жертвовать своими желаниями ради других людей; |
Знание своих прав и обязанностей (учащегося, абитуриента, пациента, клиента сферы услуг) |
– знание своих прав; – знание своих обязанностей; – умение применять знания на практике; – имеет разносторонние знания; |
Знание учреждений, обеспечивающих реализацию и защиту прав |
– знание учреждений, обеспечивающих реализацию прав; – знание учреждений, обеспечивающих защиту прав; – умение обратится в данные учреждения; |
Знание об источниках и умение искать в них необходимую информацию (общекультурную, об образовании, о работе, о товарах и услугах) |
– знание источников информации; – умение найти в них необходимую объективную информацию; |
Наличие практических умений |
– умение шить; – умение моделировать; - умение конструировать; – владение разными инструментами; |
Знание способов заработать на жизнь, умение написать заявление, составить резюме |
– знание способов заработать на жизнь; – умение написать заявление; – знания о резюме; – умение составить резюме; |
Умение качественно и продуктивно выполнять бытовую (домашнюю) работу |
– знание о том, как выполнять домашнюю работу; – умение пользоваться различными бытовыми приборами; – умение выполнять бытовую работу; – умение качественно выполнять домашнюю работу; – умение продуктивно выполнять бытовую работу. |
Другие материалы:
Основополагающая роль морали в социальной работе
Большое значение в социальной работе имеет высокий уровень моральности социального работника, который является необходимым условием успешной профессиональной деятельности, так как только высокоморальный человек способен наиболее адекватно ...
Теории классов
К. Маркс одним из первых высказал мысль о том, что общество имеет классовую природу. При этом разные системы характеризуются разными классами в зависимости от господствующего в них способа производства. Отношения между классами носят анта ...
Суть взаимоотношений «человек — общество — природа»
Человек — общество — природа — их взаимодействие — вечная проблема социологии и философии. В процессе жизнедеятельности человек устанавливает различные отношения с окружающей его средой, позволяющие жить как природному и социальному сущес ...