Предмет и методы «понимающей социологии». Новый взгляд на роль естественных и социальных наук
Макс Вебер одним из первых стал проводить принципиальное различие между естественными и социальными науками: если задача первых состоит в открытии детерминистских законов, то задача вторых – дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей конкретного общества лишь в определенном культурном и историческом контексте, учитывая, что общие поведенческие ориентиры, обусловленные конкретными ценностями, всегда историчны и относительны. Раз так, то может показаться, что причинность исчезает вообще, и общество не поддается научному познанию. Как же тогда изучать связи явлений, как основу типизации общественных процессов?
По Веберу, отличие естественных наук от наук социальных, прежде всего, состоит в том, что они по-разному трактуют причинность. Причинность в социальных науках означает вероятность, что событие произойдет или, что одно событие зависимо от другого. В этой связи, по Веберу, человеческое общество не есть нечто «исторически неизбежное», а результат «множества возможностей». Так, ученый видел в определенном религиозном воззрении (протестантской этике) один из факторов возникновения духа современного капитализма, но считал «глупостью» считать это единственным социальным фактором. Чтобы разграничить причинность в естественных науках от причинности в науках социальных, он вводит понятие «адекватной причинности» применительно к социальным наукам. Отсюда социология изначально может иметь дело с вероятностными утверждениями о взаимосвязях между социальными явлениями. Ее цель- установить степень того, что при событии x имеется определенная степень вероятности наступления события у. Как видно, понятия и само знание в социальных науках имеют иное содержание, чем знания в естественных науках.
Принципиальное же отличие социальных наук от естественных, по Веберу, заключается в способности первых дать понимание социальным явлениям, так или иначе имеющих отношение к мысли, к рациональности. «Социологическое объяснение, - писал он, - ставит своей целью именно рациональное толкование». Естественные науки просто не имеют дела с пониманием поведения физических тел, ибо в их движении мысль отсутствует.
Вместе с тем, социальные науки, имея свою специфику, обладают общими качествами, характерными для наук вообще. Так, социология является научной дисциплиной благодаря тому факту, что люди действуют рационально, по крайней мере, значительную часть времени и это позволяет осуществлять типизацию их поведения, систематизацию собственно социальных фактов.
Другие материалы:
Методика выявления коммуникативных и организаторских особенностей (КОС)
Объект исследования: субкультура.
Предмет исследования: металлисты г. Владивостока.
Цель исследования: выявление и описание коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеск ...
Возрастная специфика социально-психологической работы с осужденными
Особенности средовой адаптации человека в каждой возрастной группе разные.
Как отмечает такой автор, как А.Ю. Ушатиков [34.С.52] существуют разнообразные периодизации развития человека. Примем за основу следующую:
1. Период: несовершенн ...
Теоретический анализ процесса социализации воспитанников детского дома. Социализация, как социально-педагогическая категория
Социализация – самое широкое понятие, характеризующее процесс становления личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (идей, ценностей, норм), сколько выработку собственных ориентац ...