Место социологии в системе современного научного знания.Страница 1
Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками, занимая при этом ведущую роль в системе общественных наук. Во-первых, социология дает другим общественным наукам научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов. Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятельности, а также методы измерения этой деятельности. Это проявляется, в частности, в том, что другие общественные науки “социологизируются”, в результате чего в их недрах формируются новые направления исследований – социальные: социально-экономические, социально-психологические, социально-политические, социально-демографические и др.
Политология, экономика, право и другие общественные науки изучают лишь какую-то одну сферу жизни общества, социология же «изучает общество в целом как единую целостную систему, как особый и единый организм[5]» с присущими ему свойствами, отношениями и закономерностями функционирования, которые проявляют себя в любой сфере жизнедеятельности, будь то экономической, правовой или политической. В то же время любой общественный процесс, изучаемый специальными науками, входит как неразрывная часть в обобщенный, целостный социальный процесс.
Поэтому можно сказать, что социология – это генерализирующая (обобщающая), по словам П.А. Сорокина, наука по отношению к другим наукам, изучающим общество и человека. С другой стороны, в своих генерализирующих функциях социология зависит от открытий в других науках, таких, например, как история, экономика, политология.
Наиболее близкими по предмету исследования к социологии наукам считают обычно социальную антропологию и социальную психологию. Однако социальная антропология занимается изучением локальных, простых, доиндустриальных культур и обществ для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры. Социология же изучает современные сложные общества.
Кроме того, социальная психология исследует психологические причины, механизмы и закономерности поведения людей в группах и обществах, а также психологические характеристики индивидов, групп и общностей.
Исторически тесная связь существует между философией и социологией. Философское познание было первой попыткой на абстрактном уровне не только обеспечить, но и изучить социальную реальность, став тем самым предшественницей социологии. В силу этого философия и социология имеют общие аспекты в изучении социальной реальности, ибо и та, и другая наука рассматривают общество в целом, в его системности. При этом социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Например, при изучении какой-либо этнической общности социология базируется и на философских концепциях, которые позволяют раскрыть универсальные основания бытия любого этноса. С другой стороны, социология, давая конкретный анализ различных проявлений общественной жизни, поставляет материал для философских обобщений. Однако философия и социология различаются между собой предметом, а также целями и задачами исследования.
Основное различие социологического и философского подходов состоит в том, что социология уделяет главное внимание осмыслению полученного эмпирического материала, а философия – сосредотачивается на философском осмыслении теоретических источников.
Немало общего есть между социологией и историей. Обе науки изучают общество как целое во всех его конкретных проявлениях, основываясь на исследовании конкретных фактов общественной жизни. Однако, если историческая наука изучает только то, что уже свершилось, то социология переносит центр тяжести своих исследований на современность. Социология отличается от истории и по предмету исследования: если история изучает все стороны, формы проявления общественной жизни, то социология – только “социальное” в обществе. Кроме того, социология отличается от истории и социологии по своей природе и сущности: социология выявляет повторяющееся, типичное, сущностное в данном ряду социальных явлений, и процессов, история же – конкретно-хронологический ход событий во всей их индивидуальности, неповторимости.
Другие материалы:
Эмпирическое исследование молодежной субкультуры (на примере металлистов г.
Владивостока). Контрольная группа
В эмпирическом исследовании при выполнении данной работы принимали участие 10 человек (представители металлической субкультуры) в возрасте 17-35 лет, из них все участники являются мужчинами (такое явление объяснить очень просто - с момент ...
Социально-психологические особенности детей-сирот младшего возраста
Согласно существующей в психологии периодизации психического развития ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметная деятельность, то есть взаимодействие с предметным миром с помощью общественных выработанных способов ...
Концепция семейной политики Рязанской области на
2007-2015 годы как вариант совершенствования социальной защиты семьи
Одним из социальных институтов, формирующих поведение людей в демографической сфере, является семья. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Рязанской области учтено 363,7 тыс. семей, в которых проживает 968,4 тыс. человек, ...