В связи с чем в истории науки возникли два подхода к изучению культуры: оптимистический и пессимистический? Как вы считаете, насколько правы пессимисты?

Социологическая информация » Основные понятия социологии » В связи с чем в истории науки возникли два подхода к изучению культуры: оптимистический и пессимистический? Как вы считаете, насколько правы пессимисты?

Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались два разных понимания, два взгляда, так сказать, "оптимистический" и "пессимистический". Оптимисты уверены, что мировая культура на правильном пути, что будущее - за наукой, техникой, информацией, рационально организованной экономикой, что ценности западной культуры (успех, власть, личная свобода, сила и т.д.) являются архетипическими и истинными, а западный образ жизни - единственно правильным. Пессимисты, начиная от Шпенглера, напротив, уверены в обратном: современная мировая культура, считают они, клонится к закату. В поисках разрешения этой дилеммы сегодня намечены два противоположных пути. Один - это надежда разрешить кризисные явления нашей культуры на путях разума, науки, образования,- сознательного подхода ко всему, изменения ориентиров развития науки и технологии. Второй путь можно назвать "альтернативным" или "эзотерическим". Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры (например, Н. Бердяев считал, что грядет "новая коллективная религиозная эпоха, долженствующая собрать в себе подлинное бытие Церкви Христовой"), или к формам жизни, как утверждают адепты этой точки зрения, более "естественным" для человека и жизни - с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека, свободным от власти техники. Нетрудно заметить, что оба подхода достаточно органичны для нашей культуры и реально осуществляются, так же, как все время набирают силу кризисные явления.

Пессимистические взгляды достаточно обоснованы. Кризисные явления в культуре неизбежно нарастают. Болезни, катастрофы, политические катаклизмы, экономические кризисы – стали неотъемлемой частью современного общества. Человеческие ценности (здоровье, семья, творческая реализация) часто подменяются другими понятиями – деньги, жажда наживы, карьеризм, потребительское отношение, что ведёт к негативным последствиям.


Другие материалы:

Школа в становлении подростка
Школа является специфическим институтом социализации, который не может быть замещен ни семьей, ни группой сверстников. В этот период подросток большую часть своего времени проводит вне семьи, в школе, на улице, в общении со сверстниками. ...

Сферы реализации социально-культурной деятельности
Многозначность понятия «социально-культурная деятельность» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется. Общим, интегрирующим для этих областей общественной практики родовым определением служит пон ...

Социология культуры как социальная культурология
Методологические основы социальной культурологии. Культура как предмет социальной культурологии. Исходное понятие культуры. Его соотношение с понятиями деятельности, общества, этноса, времени, истории. Становление социальной культурологии ...