В связи с чем в истории науки возникли два подхода к изучению культуры: оптимистический и пессимистический? Как вы считаете, насколько правы пессимисты?

Социологическая информация » Основные понятия социологии » В связи с чем в истории науки возникли два подхода к изучению культуры: оптимистический и пессимистический? Как вы считаете, насколько правы пессимисты?

Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались два разных понимания, два взгляда, так сказать, "оптимистический" и "пессимистический". Оптимисты уверены, что мировая культура на правильном пути, что будущее - за наукой, техникой, информацией, рационально организованной экономикой, что ценности западной культуры (успех, власть, личная свобода, сила и т.д.) являются архетипическими и истинными, а западный образ жизни - единственно правильным. Пессимисты, начиная от Шпенглера, напротив, уверены в обратном: современная мировая культура, считают они, клонится к закату. В поисках разрешения этой дилеммы сегодня намечены два противоположных пути. Один - это надежда разрешить кризисные явления нашей культуры на путях разума, науки, образования,- сознательного подхода ко всему, изменения ориентиров развития науки и технологии. Второй путь можно назвать "альтернативным" или "эзотерическим". Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры (например, Н. Бердяев считал, что грядет "новая коллективная религиозная эпоха, долженствующая собрать в себе подлинное бытие Церкви Христовой"), или к формам жизни, как утверждают адепты этой точки зрения, более "естественным" для человека и жизни - с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека, свободным от власти техники. Нетрудно заметить, что оба подхода достаточно органичны для нашей культуры и реально осуществляются, так же, как все время набирают силу кризисные явления.

Пессимистические взгляды достаточно обоснованы. Кризисные явления в культуре неизбежно нарастают. Болезни, катастрофы, политические катаклизмы, экономические кризисы – стали неотъемлемой частью современного общества. Человеческие ценности (здоровье, семья, творческая реализация) часто подменяются другими понятиями – деньги, жажда наживы, карьеризм, потребительское отношение, что ведёт к негативным последствиям.


Другие материалы:

Кризисное состояние социальной сферы в России в переходный период
Рыночные реформы в России внесли существенные изменения в социальную структуру общества, доходы и потребление различных социальных групп. Государственное высвобождение цен от 2 января 1992г., открытие внутреннего рынка для зарубежных прои ...

Объективные факторы превраще­ния человека в жертву неблагопри­ятных условий социализации
Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характери­стик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный ...

Теоретические и технологические основы социально-реабилитационной работы с людьми пожилого возраста в России. Старость как социальная проблема
Процесс старения населения – явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости (ему пред ...