Факторы и методы социологического изучения экологии
Страница 2

Социологическая информация » Социологический подход в изучении экологических проблем » Факторы и методы социологического изучения экологии

В процессе взаимодействия общества и природы в результате мощного антропогенного, то есть человеческого, воздействия на окружающую среду возрастает угроза самому существованию человечества по двум причинам: загрязнению окружающей среды и исчерпанию природных ресурсов. Активно используя природные ресурсы на основе все совершенствующейся технологии и производства, общество добилось колоссальных успехов и качественно изменило образ жизни. За последние 100 лет, например, человечество увеличило в тысячу раз энергетические запасы, во всем мире потребление энергии на одного жителя составляет более 10 кВт. В развитых странах каждые 15 лет удваивается общий объем товаров и услуг. В то же время человечество уже начинает тяжело расплачиваться за технические и другие успехи цивилизации. За 90-е годы XX века истреблено 3/4 лесов, покрывающих Землю, ежегодно растет количество вредных выбросов в окружающую среду. Изменился состав биосферы. Специалисты отмечают: накопление углекислоты в атмосфере, запыленность по сравнению с состоянием в начале века к концу XX века возросла на 20 процентов. В новых для человечества условиях взаимодействие общества и природы следует строить так, чтобы развитие общества, всех его компонентов не наносило вреда природе, а наоборот, способствовало его развитию, надо создавать такие условия, при которых природный фактор полнее бы учитывался и входил в структуру производства. В современной социальной экологии такой подход к решению актуальных проблем взаимодействия общества и природы получил название коэволюции.

Под коэволюцией понимают совокупность социоэкологических взглядов, в соответствии с которыми общество и природа представляют социоприродную систему, где гармоничное развитие общества невозможно без всестороннего учета природного и наоборот. Другими словами, дальнейшее развитие общества, всех его культурологических и материальных факторов невозможно без согласования с развитием природы.

Система общество — окружающая среда достаточно жесткая система, элементы которой взаимоопределяют друг друга. Видимо, здесь уместна аналогия с принципом антропности, достаточно популярного в современной науке. В соответствии с ним все мировые константы — скорость света, гравитационная постоянная и другие — между собой согласованы столь точно, что даже ничтожное изменение, допустим на доли процента, их величин превратило бы Вселенную в совсем иной мир. Глубинные отношения общества и природы строятся так, что определенные изменения в природе отражаются на обществе и наоборот. Коэволюция поэтому учит необходимости изучать взаимосвязи и взаимозависимости общества и природы и учитывать их характер в практической деятельности человека. С позиций коэволюции, общество, совершенствуя технику и технологию, вовлекая в процесс материального производства все новые объекты природы, в то же время обязано строго соблюдать ее законы и балансы, выполнять требования экологических норм. Речь идет не о преобразовании природы, а о адаптации к ней, сохранения и развития экосистем, создании искусственной среды там и в такой форме, чтобы она не деформировала естественную среду обитания человека.

Идеи коэволюции не возникли на голом месте. Они впервые теоретически высказаны и обоснованы Владимиром Ивановичем Вернадским. В труде «Химическое строение биосферы Земли и ее окружение» и других он разработал учение о биосфере и ноосфере, показал связь между ними и изменяющимся характером деятельности человека. Под ноосферой понимается сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Ноосфера формируется, по мнению Владимира Вернадского, лишь как закономерное воспроизведение на качественно новом уровне особенностей организации биосферы. Именно по такому пути только и может человеческая деятельность формировать свой путь развития. Логика человеческой деятельности в системе общество — природа как раз и должна строиться в унисон с тем, как организована биосфера. Ноосфера, как представлял Владимир, Вернадский, это преобразованная людьми биосфера в соответствии с познанными и практически освоенными законами ее строения, развития и функционирования. «Человек во всех его проявлениях,— писал он,— составляет определенную закономерную часть строения биосферы». И далее, развивая мысль о человечестве как новой геологической силе в истории планеты, продолжал: « .это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя «ноосферу», она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было».

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Теоретические и законодательные основы финансирования отдела социальной защиты. Назначение и экономическое содержание социальной защиты населения
Социальная защита населения – трудная экономическая и политическая задача для любого уровня власти, и особенно это касается муниципальных органов вследствие их наибольшей приближенности к местным проблемам и населению. Рассмотрим состав, ...

Исходные принципы социологии М.Вебера
Социологическая концепция Вебера тесно связана с другими социологическими системами, характерными для прошлого века. В то время ведущие позиции занимал структурный функционализм позитивистского толка, представленный, прежде всего, Эмилем ...

Понятие индекса развития человеческого потенциала
Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и ...