Факторы и методы социологического изучения экологии
Страница 2

Социологическая информация » Социологический подход в изучении экологических проблем » Факторы и методы социологического изучения экологии

В процессе взаимодействия общества и природы в результате мощного антропогенного, то есть человеческого, воздействия на окружающую среду возрастает угроза самому существованию человечества по двум причинам: загрязнению окружающей среды и исчерпанию природных ресурсов. Активно используя природные ресурсы на основе все совершенствующейся технологии и производства, общество добилось колоссальных успехов и качественно изменило образ жизни. За последние 100 лет, например, человечество увеличило в тысячу раз энергетические запасы, во всем мире потребление энергии на одного жителя составляет более 10 кВт. В развитых странах каждые 15 лет удваивается общий объем товаров и услуг. В то же время человечество уже начинает тяжело расплачиваться за технические и другие успехи цивилизации. За 90-е годы XX века истреблено 3/4 лесов, покрывающих Землю, ежегодно растет количество вредных выбросов в окружающую среду. Изменился состав биосферы. Специалисты отмечают: накопление углекислоты в атмосфере, запыленность по сравнению с состоянием в начале века к концу XX века возросла на 20 процентов. В новых для человечества условиях взаимодействие общества и природы следует строить так, чтобы развитие общества, всех его компонентов не наносило вреда природе, а наоборот, способствовало его развитию, надо создавать такие условия, при которых природный фактор полнее бы учитывался и входил в структуру производства. В современной социальной экологии такой подход к решению актуальных проблем взаимодействия общества и природы получил название коэволюции.

Под коэволюцией понимают совокупность социоэкологических взглядов, в соответствии с которыми общество и природа представляют социоприродную систему, где гармоничное развитие общества невозможно без всестороннего учета природного и наоборот. Другими словами, дальнейшее развитие общества, всех его культурологических и материальных факторов невозможно без согласования с развитием природы.

Система общество — окружающая среда достаточно жесткая система, элементы которой взаимоопределяют друг друга. Видимо, здесь уместна аналогия с принципом антропности, достаточно популярного в современной науке. В соответствии с ним все мировые константы — скорость света, гравитационная постоянная и другие — между собой согласованы столь точно, что даже ничтожное изменение, допустим на доли процента, их величин превратило бы Вселенную в совсем иной мир. Глубинные отношения общества и природы строятся так, что определенные изменения в природе отражаются на обществе и наоборот. Коэволюция поэтому учит необходимости изучать взаимосвязи и взаимозависимости общества и природы и учитывать их характер в практической деятельности человека. С позиций коэволюции, общество, совершенствуя технику и технологию, вовлекая в процесс материального производства все новые объекты природы, в то же время обязано строго соблюдать ее законы и балансы, выполнять требования экологических норм. Речь идет не о преобразовании природы, а о адаптации к ней, сохранения и развития экосистем, создании искусственной среды там и в такой форме, чтобы она не деформировала естественную среду обитания человека.

Идеи коэволюции не возникли на голом месте. Они впервые теоретически высказаны и обоснованы Владимиром Ивановичем Вернадским. В труде «Химическое строение биосферы Земли и ее окружение» и других он разработал учение о биосфере и ноосфере, показал связь между ними и изменяющимся характером деятельности человека. Под ноосферой понимается сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Ноосфера формируется, по мнению Владимира Вернадского, лишь как закономерное воспроизведение на качественно новом уровне особенностей организации биосферы. Именно по такому пути только и может человеческая деятельность формировать свой путь развития. Логика человеческой деятельности в системе общество — природа как раз и должна строиться в унисон с тем, как организована биосфера. Ноосфера, как представлял Владимир, Вернадский, это преобразованная людьми биосфера в соответствии с познанными и практически освоенными законами ее строения, развития и функционирования. «Человек во всех его проявлениях,— писал он,— составляет определенную закономерную часть строения биосферы». И далее, развивая мысль о человечестве как новой геологической силе в истории планеты, продолжал: « .это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя «ноосферу», она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было».

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

GYPSYGOTH, HIPPIEGOTH
Для представителей этого течения характерна одежда мешковатого вида и сложной конструкции, ткани различных цветов (например, бархат темно-зеленого, темно-красного и синего цвета), множество различных украшений, амулетов. ...

Процессы изменений в культуре
1. Группа процессов, связанных с саморазвитием в культуре · стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков) · развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление) · планомерное развитие 2. Изменение культур, ...

Конкретные социологические требования
Следующий уровень социологического знания представлен конкретными социологическими исследованиями. Они проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Исследования могут проводиться в рамках социологии, экономических, п ...