Заключение
Страница 1

Специалисты расходятся в оценке перспективы использования Сети в качестве среды для исследовательской деятельности, авторы обзоров расходятся в своих оценках. С точки зрения Клинга едва ли можно эффективно использовать Интернет для систематического сбора социологических данных, хотя некоторые исследователи и предпринимают такие попытки. Более оптимистична позиция Б.З. Докторова и А.Е. Шадрина, указывающих, что «уже сейчас Интернет используется социологами для проведения экспертных опросов, маркетинговых зондажей, некоторых форм фокус-групп, анкетирования и т.д. По мере роста сети, увеличения аудитории Рунет и формирования стереотипов новой онлайновой культуры эти возможности будут непрерывно возрастать». С распространением Сети расширяется социальное пространство виртуальных взаимодействий. Уже к началу 2001 года в русскоязычной части интернета количество сайтов, имеющих отношение к социологии, измерялось уже сотнями.

На сегодняшний день в Интернете и Рунете встречаются сайты исследовательских организаций, предметом изучения которых выступает Сеть как сложный социально-технологический объект – демография и география «граждан Сети» (netcitizens), использование ее сервисов и ресурсов, виртуальные коммуникации и сообщества. Появляется новый технологический инструментарий для проведения онлайновых социальных исследований – компьютерные программы для сетевых опросов и интерактивного анкетирования.

Также немаловажную роль играют социологические опросы, которые проводятся в Интернете. Существуют специальные сайты, которые занимаются такими рода исследованиями. Любой желающий может зарегистрироваться на таком сайте, и за заполнение анкеты получать денежные единицы. Чаще всего на таких сайтах проводятся маркетинговые исследования. В исследованиях проводятся квотная выборка – если человек заполняющий анкету, каким либо образом не подходит по квоте, то он не может дальше заполнять анкету. Для того чтобы респондентам было удобно, им предлагается заполнить анкету. В ней указывается личные данные, предпочтения, хобби и др. И от того как заполнена паспортичка – от этого и будет зависеть качество и количество опросов, которые можно будет предложить респонденту.

В рамках социологической науки складывается новая дисциплина, как я уже говорил, не имеющая пока единого названия, – Web-социология, социология Интернета или киберсоциология, специализированные курсы по которой начинают входить в учебное расписание социологических факультетов и отделений ряда университетов. С развитием глобальных компьютерных сетей преподаватели социологии приобрели эффективный инструментарий для развития образовательных программ как внутри традиционного очного института – кафедры, отделения, факультета, так и вовне – в открытом пространстве дистанционного (или удаленного) режима обучения. Многие структурные подразделения университетов и отдельные преподаватели выставляют в Интернете свои Web-страницы, на которых опубликованы онлайновые учебные планы, конспекты курсов, тексты отдельных лекций и другие учебные материалы, в том числе и системы дистанционного образования.

Для организации некоторых форм обучения, где необходим непосредственный обмен информацией между участниками образовательного процесса – преподавателем и аудиторией, внутри студенческой аудитории, между преподавателями и различными аудиториями в случае междисциплинарных занятий, – интересные возможности предоставляют электронные дискуссии на основе листов рассылки и телефорумов, расширяющие образовательное пространство от границы отдельной классной комнаты до размеров кампуса как совокупной университетской аудитории или даже нескольких университетов, расположенных в различных географических точках пространства.

Нельзя не согласиться с утверждением Р. Клинга, что Интернет способен значительно обогатить социологию как научную дисциплину. Важно помнить, что при всех обширных возможностях Сети, этой вселенской универсальной библиотеки, всемирного конференц-зала, глобальной классной комнаты и мирового офиса, найти в Интернете можно лишь то, что опубликовано и доступно. Развитие телекоммуникационной среды вовсе не предполагает забвение традиционных способов коммуникации и распространения информации, «появление новых технологических устройств совсем не обязательно означает вытеснение старых». Интернет не уничтожит книгу и не заменит живого человеческого общения. Сеть – это лишь очередное дополнение возможностей человека.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Приложения
Приложение I Добрый день! Просим принять участи в опросе населения о материнском капитале и семейной политике. Опрос проводится ГУ «Территориальный центр социальной помощи семье и детям Красносельского района Санкт-Петербурга». 1) Ско ...

История международного женского движения: причины возникновения и основные этапы развития.
Движение женщин за свои права возникает относительно поздно. “Впервые идеи феминизма были изложены О. де Гуж в "Декларации прав женщины и гражданки" (1792) и в книге Т. фон Гиппеля "Об улучшении гражданских прав женщин&quo ...

Основной этап консультирования.
Основной этап консультирования – это беседа психолога (социального работника) с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной э ...