Заключение
Страница 1

Специалисты расходятся в оценке перспективы использования Сети в качестве среды для исследовательской деятельности, авторы обзоров расходятся в своих оценках. С точки зрения Клинга едва ли можно эффективно использовать Интернет для систематического сбора социологических данных, хотя некоторые исследователи и предпринимают такие попытки. Более оптимистична позиция Б.З. Докторова и А.Е. Шадрина, указывающих, что «уже сейчас Интернет используется социологами для проведения экспертных опросов, маркетинговых зондажей, некоторых форм фокус-групп, анкетирования и т.д. По мере роста сети, увеличения аудитории Рунет и формирования стереотипов новой онлайновой культуры эти возможности будут непрерывно возрастать». С распространением Сети расширяется социальное пространство виртуальных взаимодействий. Уже к началу 2001 года в русскоязычной части интернета количество сайтов, имеющих отношение к социологии, измерялось уже сотнями.

На сегодняшний день в Интернете и Рунете встречаются сайты исследовательских организаций, предметом изучения которых выступает Сеть как сложный социально-технологический объект – демография и география «граждан Сети» (netcitizens), использование ее сервисов и ресурсов, виртуальные коммуникации и сообщества. Появляется новый технологический инструментарий для проведения онлайновых социальных исследований – компьютерные программы для сетевых опросов и интерактивного анкетирования.

Также немаловажную роль играют социологические опросы, которые проводятся в Интернете. Существуют специальные сайты, которые занимаются такими рода исследованиями. Любой желающий может зарегистрироваться на таком сайте, и за заполнение анкеты получать денежные единицы. Чаще всего на таких сайтах проводятся маркетинговые исследования. В исследованиях проводятся квотная выборка – если человек заполняющий анкету, каким либо образом не подходит по квоте, то он не может дальше заполнять анкету. Для того чтобы респондентам было удобно, им предлагается заполнить анкету. В ней указывается личные данные, предпочтения, хобби и др. И от того как заполнена паспортичка – от этого и будет зависеть качество и количество опросов, которые можно будет предложить респонденту.

В рамках социологической науки складывается новая дисциплина, как я уже говорил, не имеющая пока единого названия, – Web-социология, социология Интернета или киберсоциология, специализированные курсы по которой начинают входить в учебное расписание социологических факультетов и отделений ряда университетов. С развитием глобальных компьютерных сетей преподаватели социологии приобрели эффективный инструментарий для развития образовательных программ как внутри традиционного очного института – кафедры, отделения, факультета, так и вовне – в открытом пространстве дистанционного (или удаленного) режима обучения. Многие структурные подразделения университетов и отдельные преподаватели выставляют в Интернете свои Web-страницы, на которых опубликованы онлайновые учебные планы, конспекты курсов, тексты отдельных лекций и другие учебные материалы, в том числе и системы дистанционного образования.

Для организации некоторых форм обучения, где необходим непосредственный обмен информацией между участниками образовательного процесса – преподавателем и аудиторией, внутри студенческой аудитории, между преподавателями и различными аудиториями в случае междисциплинарных занятий, – интересные возможности предоставляют электронные дискуссии на основе листов рассылки и телефорумов, расширяющие образовательное пространство от границы отдельной классной комнаты до размеров кампуса как совокупной университетской аудитории или даже нескольких университетов, расположенных в различных географических точках пространства.

Нельзя не согласиться с утверждением Р. Клинга, что Интернет способен значительно обогатить социологию как научную дисциплину. Важно помнить, что при всех обширных возможностях Сети, этой вселенской универсальной библиотеки, всемирного конференц-зала, глобальной классной комнаты и мирового офиса, найти в Интернете можно лишь то, что опубликовано и доступно. Развитие телекоммуникационной среды вовсе не предполагает забвение традиционных способов коммуникации и распространения информации, «появление новых технологических устройств совсем не обязательно означает вытеснение старых». Интернет не уничтожит книгу и не заменит живого человеческого общения. Сеть – это лишь очередное дополнение возможностей человека.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Что является основой гражданского общества? Чем отличается гражданское общество и государство?
Гражданское общество – это: наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение); наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвле ...

Социально – психологические особенности детей – сирот младенческого возраста
В каждом возрастном периоде выделяется ведущий тип деятельности, который оказывает наиболее существенное влияние становление психологических новообразований, определяющих уровень развития отдельных психических процессов, личности ребенка ...

Теории исследования миграционных процессов. Основные показатели миграции населения
За сравнительно небольшой исторический период, в который миграция населения изучалась и рассматривалась как самостоятельное научное направление, возникло достаточно большое количество научных подходов и теорий в изучении этого общественно ...