Социальные сети
Страница 2

Если попробовать визуально представить себе систему vkontakte.ru со всеми существующими между пользователями связями, то нашему воображению предстанет следующая картина. Представьте себе бесконечно большой по площади блокнот для записей со сколь угодно большим числом страниц. На обложке блокнота размечены N точек, каждая из которых поставлена в соответствие единственному человеку. При этом один человек может соответствовать только одной точке на плоскости. Каждой точке присвоен свой индекс, каждая страница блокнота пронумерована. Пробьем блокнот насквозь N иглами бесконечной длины. В результате мы получим набор страниц, на каждой из которых будет нанесена одна и та же структура точек с адресацией [индекс точки, номер страницы]. Эти точки – наши персоналии. Номер страницы единственным образом идентифицирует связующий фактор между личностями. На основании этого определения мы соединяем точки и получаем граф. На каждой странице он будет разным (так как определение связи всегда однозначно и не повторяется на страницах блокнота), но узлы останутся неизменными.

Расписанная подобным образом схема легко поддается математическому моделированию и последующему анализу. При этом запросы к совокупной базе данных могут варьироваться от поиска персоналии до сложных запросов на выборку, основанных на анализе нескольких графов из «блокнота».

Уже на этом этапе развития социальной сети довольно сложно перечислить все области применения собираемых в информационной системе данных, начиная от мониторинга настроений и заканчивая экономическими исследованиями. Все зависит только от того, как пронумерованы «страницы блокнота» и сколько их заполнено. А как показал опыт последних двух лет, люди сами готовы заполнять это бесконечное множество страниц.

Существует множество примеров использований социальных сетей, один из самых ярких – использование технологий социальных сетей в предвыборной кампании Барака Обамы, особенно успешным этот опыт оказался в штате Техас. Здесь более 100 тыс. нетизенов (неологизм от net и citizen) объединились на сайте www.my.barackobama.com, более известном как MyBO. Только за один месяц через посредство MyBO удалось собрать 55 млн долл. добровольных пожертвований в фонд избирательной кампании. Особенно эффективными оказались призывы к голосованию, адресованные от соседей соседям, до этой акции перевес был на стороне Хилари Клинтон, а после нее преимущество перешло к Обаме. Успех объясняется тем, что избирательный штаб сенатора от штата Иллинойс сделал на агитацию через сеть серьезную ставку.

Для разработки MyBO был привлечен Крис Хьюджес, один из сооснователей социального сервиса Facebook. В сети Обама уложил на лопатки всех, и идея MyBO может продолжить существование, влияя на весь стиль политической жизни США. Американские политологи и социологи сейчас активно обсуждают сетевой феномен Обамы; было бы любопытно узнать, к каким выводам придут российские политики и специалисты по выборным технологиям. А потенциал здесь огромен. Элементарный анализ посещаемости сайтов с использованием, например, такого средства, как alexa.com, показывает, что в мире верхние строчки в рейтинге занимают поисковые машины, энциклопедии, почтовые сервисы и сервисы социальных сетей. Отличие России состоит в том, что здесь сервисы социальных сетей пользуются еще большей популярностью, занимая самые верхние строки рейтингов, что заметно выше, чем то, что имеют их аналоги на Западе. Успех сервисов социальных сетей свидетельствует о том, что сеть превращается в принципиально новую коммуникационную среду, обладающую такими возможностями, о воздействии которых на общество пока сложно догадаться. Для сравнения можно сказать, что современная европейская культура сложилась под влиянием книгопечатания, но от момента изобретения печатного пресса до первых видимых изменений в обществе прошло более 150 лет. История сервисов социальных сетей насчитывает менее 15 лет, а история отечественных сервисов и того меньше, всего несколько лет. Не станем ли и мы свидетелями аналога «эффекта Обамы» и у себя, в 2012-м выборном году?

Страницы: 1 2 3


Другие материалы: