Опыт педагогической деятельности А.С. МакаренкоСтраница 1
Опыт педагогической деятельности А.С. Макаренко (1888—1939) по перевоспитанию малолетних преступников широко известен во всем мире.
В 1920 г. А.С. Макаренко предлагается возглавить колонию для несовершеннолетних преступников, что коренным образом изменило его жизнь. Уже в первые годы работы колонии он разрабатывает принципы отношений воспитанников и педагогов:
1) равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;
2) четкая организация труда;
3) роль общественного мнения в лице совета командиров и общего собрания;
4) четкий перечень серьезных проступков: лень, отклонение от тяжелой работы, оскорбление товарища, нарушение интересов коллектива. Однако деятельность А.С. Макаренко нравилась далеко не всем чиновникам. В 1928 г. он был снят с должности заведующего колонией, переходит на работу в НКВД, а вскоре принимает коммуну им. Ф.Э. Дзержинского.
Концепция социального воспитания А.С. Макаренко основана на формировании личности в новых социальных условиях. Он полагал, что в условиях трудовой колонии возможно воспитать нового человека, советского гражданина, коллективиста.
А.С. Макаренко осуществлял свою педа работу в условиях становления советского государства, поэтому во многом она была политизирована. Педагог активно подчеркивал, что только коммунистическое воспитание способно противостоять мещанству и порокам воспитания, оно является «общим и единым, даст возможность каждой личности развить свои задатки и способности». В качестве методов коммунистического воспитания он выделял общественное мнение, соревнование, поощрение, наказание, систему перспективных линий.
Сформулированный им принцип коллективисткой педагогики следующий: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему».
Большое внимание А.С. Макаренко уделял воспитанию сознательной дисциплины, что возможно в единстве коллектива и дисциплины.
Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова выделяют актуальные для современного социального педагога идеи А.С. Макаренко:
1. умение создавать детский коллектив, объединенный разумным, творческим, производительным трудом;
2. создание детского самоуправления, различные формы которого были школой для каждого воспитанника;
3. создание особых отношений между воспитанниками и воспитателями;
4. широкий круг методов в создании коллектива.
Теория воспитания личности в коллективе была разработана в отеч. пед-ке в20-30г. Теоретич. основы концепции воспитания личности в коллективе были разрботаны Макаренко, Сухомлинским. На более поздних этапах – Иванов, Никонова, Гордин, Коротов, Лихачев.
В пед. практике теории и практике А.С.Макаренко:
- дано определение сущности коллектива (единство цели, совместная деятельность, отношения ответственной зависимости)
- сформулированы осн-е признаки коллектива (наличие выборных органов, чувство защищенности, преемственность и традиции)
- описана технология формирования коллектива
- сформулирован закон жизни коллектива (движение-форма жизни коллектива, остановка-смерть)
- определены принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии)
- разработан механизм взаимод-я личности и коллектива (методика параллельного действия, основанная на том, что к личности предъявляют единые требования и коллектив, и педагог)
- в ряде художественно-пед. произведений описан практический опыт создания коллектива («Пед-кая поэма», «Флаг на башнях»)
- пед. замысел (цели и содержание деятельности в неопределенный воспитательной ситуации)
Другие материалы:
Основные принципы классической методологии сводятся
к следующим
1. социальные явления подчиняются законам общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов
2. по этому социология должна строиться по образу естественных «позитивных наук».
3. методы социального исследования ...
Доклады о развитии человека
Отчет 2009.
5 октября 2009 года Программа Развития ООН опубликовала очередной отчет о развитии человеческого потенциала по данным на 2007 год в 182 странах – членах ООН под заголовком «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и раз ...
Социальная типология личности
Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, ...