Механизмы социализации

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст­вующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг проис­ходит преимущественно в младенч возрасте. Но и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В дан­ном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроиз­вольного усвоения человеком соц.опыта.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодей­ствия со значимыми лицами.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия – внутр.диалог, в кот. человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свой-ные различ институтам общ-ва, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. С пом рефлексии чел м форм-ся и изменять­ся в результате осознания и переживания им той реальности, в к-ой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К соц-пед.механизмам социализации мож­но отнести следующие:

Традиционный механизм соц-ции (стихийной) предст-ет собой усвоение челом норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, к-ые хар-ны д/его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение про­исходит на неосознанном уровне с пом запечатления, некритического воспр-ия господствующих стереоти­пов.

Институциональный механизм соц-ции, функц-ует в пр-се вз/дей-ия че­ла с институтами общ-ва и разл орг-ями, как специально созданными для его соц-ции, так и реали­зующими соц-ющие ф-ции попутно, параллельно со своими основными ф-ями.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках оп­ределенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде пони­мается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей опр.возраста или опре­деленного профессионального или культурного слоя, который в це­лом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами: родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположно­го пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодей­ствует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями воз­растной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значи­мыми лицами в группах и организациях может оказывать на чело­века влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять меж­личностный механизм социализации как специфический.

Принцип воспитания – основные положения, на базе которых разрабатывается и реализуется на практике содержание, формы и методы


Другие материалы:

Человек, индивид, личность
Человек представляет собой высшую ступень живых организмов на Земле, являясь субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Он неотделим от природы. Этапы антропогенеза: 1. Дриопитек – 14-20 млн. лет назад. 2. Рамапитеки ...

Теоретические вопросы современной семейной политики. Понятие семейной политики в России и за рубежом
Проводимые в 90-е годы в России реформы оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Произошла резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Углубляется дезорганизация жизни ...

Методы диагностики профессионализма. Методика изучения коммуникативных способностей
Теоретическое обоснование. В процессе трудовой деятельности люди вступают во взаимодействие, результат которого проявляется в их взаимоотношениях друг с другом, в социально-психологическом климате, в удовлетворенности потребностей в общен ...