Вербальная и невербальная коммуникация

Социологическая информация » Социальная педагогика » Вербальная и невербальная коммуникация

Деление коммуникации на вербальную и невербальную дает возможность различать культуру вербальной коммуникации (речевую культуру) и культуру невербальной коммуникации.

Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма обобщенного отражения действительности

Под культурой невербальной коммуникации личности мы понимаем личностное образование, характеризующееся уровнем усвоения и соблюдения культурных норм в процессе передачи и восприятия невербальной информации, а также использования и обогащения знаний, обеспечивающих успешность применения и понимания средств невербальной коммуникации – жестов, мимики, пантомимики, качества голоса, его диапазона, тональности и др. в повседневной практике общения.

В свою очередь, мимика, пантомимика, «вокальная мимика» являются проявлениями испытываемых человеком эмоций. Эмоции – особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами.

Эмоциональное поведение личности опосредовано и регламентировано: с одной стороны – общественными нормами и условностями, а с другой стороны – соображениями целесообразности. Поэтому человеку почти всегда приходится строго контролировать себя: где, как и, какие эмоции уместно проявлять.

Эмоциональная культура общения личности характеризует адекватность, коммуникативность и экономичность эмоций. Адекватность эмоций проявляется в их соответствии смыслу воздействий и в оправданности в заданных обстоятельствах. Коммуникативность эмоций означает, что они производят благоприятное впечатление на партнеров, располагают к общению и вызывают доверие. Экономичность в проявлении эмоций связана с наименьшими затратами физических и психических ресурсов при достижении поставленных целей воздействия или восприятия партнеров.

Основными механизмами восприятия человека человеком являются: идентификация – отождествление себя с другим; рефлексия – осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению.

Идентификация связана с эмпатией – способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства. Эмпатия есть аффективное «понимание».

С другой стороны, важно осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это явление называется рефлексией. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение.

На первый взгляд кажется неправомерным вопрос о «культурности» восприятия, поскольку оно является сложным психическим процессом, синтезом ощущений, результатом непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов.

Вместе с тем, стремление понять позицию другого человека предполагает наличие гуманистической установки на партнеров по общению, потому что другой – это ценность, «в нем заключен весь мир человеческой культуры, только посредством другого каждый может быть включен в социальное целое».

В.В. Бойко описывает коммуникативный стиль личности, под которым понимает совокупность привычных для нее способов и средств установления и поддержания контактов с окружающими в различных формах взаимодействия – в беседах, переговорах, дискуссиях, спорах, а также в различных ситуациях взаимодействия.

На основе представленных положений определяем интерактивную культуру общения личности как личностное образование, характеризующееся уровнем усвоения и соблюдения этико-этикетных норм взаимодействия, применения и степень обогащения знаний в области эффективного взаимодействия в повседневной практике общения.

Все выше изложенные теоретические положения позволяют рассматривать культуру общения как системное образование, выступающее неотъемлемым компонентом социальной и личностной культуры.


Другие материалы:

Понятие общества. Основные сферы общественной жизни
Общество с социологической точки зрения – некая группа людей, которых объединяют общие интересы и цели. Исторический подход к пониманию общества – выделение конкретного этапа в историческом развитии народа или страны. Этнографический см ...

Зачем мужчине нужна жена?
Зачем мужчине нужна жена, чем она привлекает его? — Большинство мужчин ответит, что Жена привлекает его как возможный Душевный друг, Любовница, Хозяйка Дома и Мать для детей. А теперь обратите внимание на то, что те моменты, которые привл ...

Общественные отношения и личностные качества
Исследования западных социологов показали, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, ...