Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы
Страница 1

На основе познанных закономерностей социальной работы формируются принципы, то есть базовые идеи (положения), правила и требования к ним, практическое выполнение которых составляет сущность деятельности и предопределяет ее эффективность. Будучи комплексным универсальным видом деятельности, включающим правовые, социологические, психологические, педагогические и организационно-управленческие аспекты, пенитенциарная социальная работа опирается на классификацию принципов, предложенную Л.Г. Гусляковой, В.И. Курбатовым, Е.И. Холостовой и адаптированную в практике пенитенциарных учреждениях: философские принципы, относящиеся ко всем наукам об обществе, человеке, их взаимоотношениях, а также процессам: детерминизм, отражение, развитие, единство сознания и деятельности, историзм, взаимосвязь индивида и его социальной среды. Названные принципы позволяют проникнуть в сущность социальных феноменов в исправительных учреждениях, а также определить содержание работы по созданию нормальных условий их функционирования.

Социально-политические принципы: единство государственной политики с национальными и региональными особенностями, опытом и традициями социальной работы с различными категориями населения, в том числе осужденными; демократизм ее содержания и методов; учет конкретных ситуаций, условий и обстоятельств жизнедеятельности личности осужденного, их особенностей при определении содержания и технологии работы; законность и справедливость деятельности специалиста.

Психолого-педагогические принципы, способствующие учету личностных особенностей осужденных, социально-психологических механизмов воспитания, обучения, формирования и развития личности во взаимодействии со средой, а также определению эффективных технологий психолого-педагогической помощи и воздействия: личностно-деятельностный подход; индивидуальный и дифференцированный подход; воспитательная направленность пенитенциарной социальной работы; сочетание помощи, поддержки, защиты осужденного с его позитивным развитием и нейтрализацией деформаций, криминогенных детерминант; приоритет в работе развития положительных качеств и свойств; комплексность диагностики, внешних воздействий и осознанной личностной активности осужденных в разрешении трудных жизненных ситуаций и саморазвитии.

В группу организационных принципов пенитенциарной социальной работы, реализация которых влияет на ее результативность, входят: управляемость процессами и процедурами оказания социальной помощи, поддержки, защиты; систематичность, последовательность и преемственность работы; структурная целостность социальных служб пенитенциарных учреждений; единство прав и обязанностей, полномочий и ответственности субъектов социальной работы; профессионально-личностная подготовленность специалистов по социальной работы с осужденными; координация действий, взаимодействия и сотрудничества персонала пенитенциарных учреждений, осужденных, иных заинтересованных лиц и организаций.

Перечисленные выше принципы тесно связаны с собственно принципами социальной работы с осужденными:

- гуманности – в основе социальной работы в исправительных учреждениях должно быть внимательное заботливое отношение, приоритет уважения личностного достоинства, защиты прав и интересов человека независимо от его доминирующих негативных индивидуальных характеристик, совершенного преступления, поведения;

- доступности и универсальности - все осужденные независимо от политико-идеологических, религиозных, национальных, расовых, половозрастных, социально-статусных и иных особенностей должны иметь равные права и реальные возможности получения законной социальной помощи, поддержки, защиты;

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Результаты исследований металлической субкультуры (на примере металлистов г. Владивостока). Результаты исследования металлической субкультуры методом фокус-групп
1 Говоря о субкультуре, группа моложе 20 лет (в дальнейшем А группа), высказываются, прежде всего, о некоей общности людей, объединенных общими взглядами на жизнь: "… другое общество, которое не принадлежит…" Подчеркивается мо ...

Социально-педагогическая защита прав ребенка
1.Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социопсихолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья; После рас ...

Профессионализм личности и деятельности социального работника. Подготовка специалиста как первый этап профессионально-личностного развития и формирование специалиста по социальной работе
Специалист по социальной работе, оптимизируя жизненную ситуацию личности или группы людей, влияет на процесс трансформации социума в целом. Осуществляя профессиональную деятельность, он непосредственно или опосредованно влияет на клиента ...