Субъекты социально-культурной деятельности. Система субъектов и межсубъектных отношений
Страница 1

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Субъекты социально-культурной деятельности. Система субъектов и межсубъектных отношений

Социально-культурную деятельность правомерно рассматривают как исторически сложившийся процесс педагогически организованного взаимодействия и сотрудничества множества субъектов, являющихся не только носителями определенных проблем в сфере культуры, образования, искусства, досуга, но и генераторами конкретных идей, традиций, инициатив, технологий, направленных на решение этих проблем.

Социально-культурную деятельность характеризуют многообразие субъектов и специфика мотивов и проявлений их межсубъектных общественных отношений - политических, экономических, социальных, культурных.

Понятие «субъекты социально-культурной деятельности» отличается многозначностью. Это обусловлено тем, что сама социально-культурная деятельность тоже многозначна: индивидуальная и социальная (коллективная) культурная деятельность; профессиональная и непрофессиональная (любительская) деятельность; деятельность неформальная (нормативная), исторически сложившаяся на использовании существующих в обществе социальных норм (обычаев, нравов) вокруг какой-либо цели, ценности или потребности, и деятельность формализованная (учрежденческая), обладающая самовоспроизводством и имеющая определенное общественное назначение.

Обобщенным субъектом социально-культурной деятельности является сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в том числе специалистов, ученых, управленцев, воспитателей и т.д.), которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участвуют в производстве, распространении и освоении культурных ценностей - культурных продуктов, благ и услуг. В современной парадигме социально-культурной деятельности в этом сообществе в качестве субъектов выступают практически все - и создатели, и потребители культурных ценностей.

Многозначность субъектов социально-культурной деятельности объясняется еще и тем, что они как общественная и педагогическая система функционируют в различных сферах общественной практики.

К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых прямо или косвенно осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний. Классификация субъектов производится по целому ряду типологических признаков - территориальному, отраслевому, по виду принадлежности (собственности). Вот, например, как выглядит в обобщенном виде классификация субъектов по типологическому виду - форме принадлежности (собственности):

Классификация субъектов социально-культурной деятельности по типологическому признаку (форме принадлежности)

Формы принадлежности (собственности)

Виды коллективов

Государственная

Государственные (муниципальные) социально-культурные учреждения, организации и предприятия

Кооперативная, акционерная

Акционированные социально-культурные учреждения, предприятия и организации

Частная, индивидуальная, семейная

Частные (приватизированные) социально-культурные учреждения, предприятия и организации, осуществляющие социально-культурную деятельность на условиях аренды, индивидуальной или семейной основе

Смешанная

Совместные (смешанные) социально-культурные учреждения, предприятия и организации

С точки зрения влияния на характер и содержание социально-культурной деятельности наиболее значимы такие социальные и культурные общности, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т.д.). Например, семья осуществляет социализацию детей и подростков в ходе освоения ими нормативов общественной жизни, формирует у них чувство безопасности, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, предотвращает психологическую неуравновешенность, помогает преодолеть состояние изолированности и т.д.

Территориальная общность, ее состояние также влияют на характер поведения ее членов, в особенности в сфере неформальных контактов. Профессиональные группы, кроме возможности решения чисто профессиональных вопросов, формируют у их членов чувство трудовой солидарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали.

Таким образом, массу и официально «узаконенных», и стихийно сложившихся общественных институтов неправомфно делить либо на только социальные, либо на только культурные. По своей сути они одновременно и социальные, и культурные структуры.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Методика диагностики личности
Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О соци­ально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится из ...

Социализированность и воспитанность
Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов. От того, как происходит это взаимодействие в сти ...

Нормативно-законодательные основы деятельности детских общественных объединений и организаций
Планирование направлений, содержание деятельности детских общественных объединений и организаций осуществляется в соответствии с регламентируемыми принципами, закрепленными в законодательных и нормативных актах Республики Беларусь. В част ...