Теретико-методологические основы типологии культурыСтраница 1
Культура очень сложное, многогранное понятие, которое используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает "возделывание", "развитие", "почитание". Изначально под словом культура подразумевалось возделывание земли. Данный подход был сформирован еще в древнеримской империи и долгое время господствовал в средние века, сохранившись до наших дней. Однако современная наука использует данное понятие в нескольких аспектах. Так, антропологи используют понятие культуры в качестве собирательного, обозначающего символические, небиологические аспекты человеческого общества. С точки зрения некоторых социологов, общество состоит из ряда социальных институтов, образующих социальную структуру, и культуры. Последняя обладает "цементирующим" воздействием, которое позволяет сохранить структуру общества. Такое различие проводил, в частности, Парсонс, полагавший, что культура обеспечивает интеграцию и целеполагание (постановку целей перед социальной системой).
Таким образом, понятие культуры в широком смысле можно определить как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности и результат его использования. Это понятие отражает объект, которые включает все созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, все, что уже сделано, делается и будет сделано человеком в будущем. В более узком смысле, культура представляет собой совокупность духовных и материальных ценностей данного общества в данный отрезок времени.
Типология культуры как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена "культура" с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества. Существует огромное количество оснований для классификации и в виду этого огромное количество различных типов культуры.
Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество культур от других. Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы культур, называется типологизацией. Как научный метод, используемый в культурологи, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа.
Критерии для выделения разных типов культур могут быть различные. Это могут быть: этнографические критерии, пространственно-географические критерии, хронологическо-временные, ценностные ориентации. Следует иметь в виду, что по одним признакам те или иные культурные единицы могут оказаться включенными в один тип культуры, а по другим основаниям – в иной. Целью данной работы является рассмотрение основных социокультурных типологий культур.Пример типологий культур по разным основаниям.
Основание |
Пример |
- по религиозному |
Языческая, христианская |
- по местному и времени |
Восточная, Западная |
- по историческому |
Античность, Возрождение |
- по национальному |
Русская, немецкая |
- по отношению человека и общества |
Коллективисткие, индивидуалистические |
- по социальному действию |
Традиционнын, целерациональные |
- по психологическому |
Интравертные, экстравертные |
- по хозяйственному |
Кочевнические, земледельческие |
- по формационному |
Первобытная, феодальная |
- по классовому |
Дворянская, пролнтарская |
- по политическому |
Ревлюционная, реакционная |
- по социальному |
Этническая, национальная |
- по гендерному |
Мужские, женские |
- посредствам передачи |
Устная, письменная, экраная |
Другие материалы:
Социально незащищенные группы населения Украины
К социально незащищенным слоям населения относятся:
- престарелые граждане (лица, достигшие 70 лет);
- инвалиды;
- пенсионеры;
- ветераны;
- воины-интернационалисты;
- дети;
- учащиеся общеобразовательных учреждений;
- студенты;
...
Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы
На основе познанных закономерностей социальной работы формируются принципы, то есть базовые идеи (положения), правила и требования к ним, практическое выполнение которых составляет сущность деятельности и предопределяет ее эффективность. ...
Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями слуха
В целях социально-бытовой и социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха используется много технических средств. Среди них индивидуальные слуховые аппараты:
- ушные вкладыши каплевидной формы, которая максимально соответ ...