В сложившихся экономических условиях предпринимаются разнообразные меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения.

Как и во многих других странах, в России льготы, предоставлялись по федеральным мандатам, и были недостаточны для покрытия соответствующих потребностей малоимущих граждан. Местная социальная помощь зачастую предоставляется аналогично с федеральными льготами в виде частичного снижения стоимости муниципальных услуг. Большинство местных программ социальной помощи предоставляются в денежной и натуральной форме. Структура некоторых программ помощи часто лишает малоимущих граждан стимулов повышать уровень своих доходов.

Система натуральных льгот различным категориям населения сложилась в основном после распада Советского Союза, когда в результате тяжелого экономического кризиса государство оказалось не в состоянии выплачивать достойные пенсии и оказывать социальную помощь различным категориям населения. Главным недостатком сложившейся системы было то, что она не справедлива. Потому что все ветераны, имеющие одинаковые заслуги перед страной, инвалиды, которые в равной степени нуждаются в предоставлении социальной помощи от государства, не получали, почти, равного доступа к натуральным льготам.

У людей живущих в разных регионах страны, и особенно в сельской местности, по сути, не было возможности пользоваться этими льготами или большей частью этих льгот. Например, 9 из 10 льготников не имели возможности воспользоваться санаторно-курортным лечением.70% не имели возможности воспользоваться проездом на городском и пригородном транспорте, т.е. жителям сельской местности не нужны были бесплатный проезд на городском транспорте, поскольку его там нет. Выходит, что на бумаге льготы существуют, а воспользоваться ими люди, которые на это имеют право, по существу, не могут.

Деньги из бюджета на оплату натуральных льгот направлялись, как правило, различным организациям, и чиновники использовали их крайне не эффективно.

Сегодня в России в общей сложности более ста миллионов человек имеют различные социальные льготы. ФЗ № 122 от 22 августа 2004 г. по сути, сохранив уровень социальной поддержки населения, коренным образом изменил порядок предоставления социальной поддержки и сделал систему наиболее справедливой.

Важная особенность новой модели льготирования – расширение круга источников финансирования предоставляемых льгот. Если раньше льготы финансировались в основном из средств региональных бюджетов, то с 2005 года важным источником ресурсов стал федеральный бюджет (20-30% средств для финансирования льгот идет из федерального бюджета).

Ошибки и сбои, выявившиеся на первом этапе реформирования системы льгот, исправляются. Все что делается в социальной сфере, затрагивает интересы десятков миллионов людей. И важно, чтобы власть внимательнее прислушивалась к голосам пенсионеров. Основная задача заключается в доработке и усовершенствовании механизма реализации 122 - го закона так, чтобы большинство граждан почувствовали, что жизнь изменилась к лучшему.

Это же относится и к жилищным субсидиям, которые с 1 января 2006 года будут финансироваться через Отдел социальной защиты. В обязанность отдела будет входить как начисление, так и контроль за предоставлением субсидий. Все это делается для того, чтобы максимально помощь населению, которое в этом действительно нуждается. Проблемы и ошибки наверное могут иметь место, но ведь все новое всегда имеет какие-то неточности.


Другие материалы:

Кризис отцовства. Мировая практика. Определение понятия отцовство
"Кризис отцовства" можно рассматривать и как аспект кризиса семьи и как аспект кризиса маскулинности. Институт отцовства и реализующие его практики - необходимые элементы гендерного порядка, соотношения мужских и женских ролей и ...

Проблема аномии в современном российском обществе
Современное российское общество уже достаточно длительное время пребывая в условиях глубочайшей трансформации не может не испытывать дисфункциональные напряжения. Сравнительно поздний переход к рынку, своеобразие исторических, ментальных ...

Формы социальной работы с молодежью. Социальные учреждения по делам молодежи как форма социальной работы с молодежью
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. Социальная работа среди молодежи рассм ...