Отношение молодежи к современной армии
Страница 2

Социологическая информация » Молодежь и современная армия » Отношение молодежи к современной армии

Как относится к предстоящей службе в армии нынешняя молодежь? Данные исследований Федеральной службы государственной статистики показали, что хотят и будут служить в армии чуть более половины опрошенных юношей (52%). Больше всего таковых оказалось среди учащихся профессиональных училищ – 60%, а меньше всего – среди студентов (40%). 90% опрошенных положительно относятся к службе по контракту. 60% уклонились бы от службы в армии, будь у них такая возможность, и потратили бы это время на работу или учёбу.

Юношей, физически и психологически не готовых к службе в армии, можно подразделить на несколько групп. Первая – с сознанием необходимости «отслужить» (11% опрошенных). Эта группа собирается идти в армию, но только из-за боязни уголовной ответственности. В разрезе учебных заведений этот показатель варьирует незначительно: от 9% среди учащихся профессиональных училищ до 12% среди учащихся школ.

Вторая группа с установкой любым путем уклониться от призыва, добиваясь отсрочки (14%). «Уклонистов» среди студентов зафиксировано в 1,5 раза больше, чем среди других категорий учащейся молодежи. По 30% респондентов высказали своё мнение, что призывать к службе необходимо с 20 или 25 лет. 20% - считают, что с 18-ти, и ещё 20% затруднились ответить. Однако большинство ответивших (60%) считают наиболее оптимальным срок службы в течение 1 года.

По отношению юношей к предстоящей службе в армии можно выделить еще одну группу (14%). Объединяет этих респондентов убеждение, что состояние собственного здоровья не позволит им пройти службу в вооруженных силах. Показательно, что чаще всего придерживались этого мнения опять же студенты (22% против 12% среди учащихся школ и 10% среди учащихся профессиональных училищ). 50% респондентов, не служивших в армии, мнения, что на службе ухудшается психическое и физическое здоровье человека, но 40% так не думает. Таким образом, наша гипотеза о том, что большинство не призывавшихся отвечающих людей считают, что в армии подрывается психическое и физическое здоровье человека, подтвердилась.

Опрошенные юноши мотивировали свое негативное отношение к службе в армии падением престижа военной службы, неуставными отношениями, бессмысленной потерей времени. Приведем лишь несколько таких высказываний: «хотел бы служить, если бы был порядок», «я бы пошел, если бы платили заработную плату, хорошо кормили и не было неуставных отношений», «не хочу идти в армию из-за дедовщины», «пока в армии не наведут порядок, не будет никакого желания служить в армии», «не хочу вернуться калекой», «старики говорят, что раньше в армии делали мужиками, а теперь калеками», «хочу, но жалко терять время», «армия – это потеря года жизни».

Результаты опроса показали, что для большей части респондентов «патриотизм» - это значит «любить свою Родину». Но только 44% юношей помимо любви к Родине в это понятие вкладывают «стремление защищать интересы Родины».

Могут назвать себя патриотами России всего 51% опрошенных респондентов. А каждый седьмой опрошенный юноша не считает себя патриотом России. Никто из ответивших не дал оценку «отлично» современной российской армии: 40% дали оценку «удовлетворительно», по 30% - «хорошо» и «не удовлетворительно». 70% респондентов считают, что современной российской армии не хватает финансирования и дисциплины.

Налицо кризис патриотических чувств, сознания и поведения молодежи. Будет ли служба в армии почетной обязанностью гражданина России? Конечно, это во многом зависит от реформирования армии. Но и патриотическому воспитанию молодого поколения, судя по данным опроса, уделяется пока недостаточно внимания.

Обществу далеко не безразлична нравственная позиция людей, которым оно доверяет защиту Отечества. Приобретение военной профессии, в отличие от гражданской, как правило, сопряжено с коренным изменением жизненного стиля, привычней среды общения. Современная технически оснащенная армия нуждается в специалистах высокого класса, здесь знак качества порой измеряется жизнью: своей или чужой. Специфические, нередко экстремальные обстоятельства армейских будней предъявляют жесткие требования к личностным свойствам воинов.

В отличие от службы по призыву, с ее предопределенностью и заданностью, контрактная система значительно расширяет для человека возможности выбора, повышая и собственную ответственность за его последствия. А к этому очень многие оказались не готовы. К тому же переход на контракт осуществляется не в лучшие для армии времена. Дискредитация ее в общественном мнении, дополняемая глубоким внутренним кризисом, не могла не отразиться на престиже военных профессий. По своей миссии защитница, она стала нуждаться в защите. Принятие новой оборонной доктрины, изменившей существовавшие представления о роли, которую играет армия в обществе, не сопровождалось введением механизмов, обеспечивающих полноценный социальный статус военнослужащих. Лишение большой части кадров надежных смыслообразующих ориентиров усилило социальную напряженность, что крайне негативно сказывается на молодом пополнении. Нельзя не учитывать и серьезных перемен в сознании молодежи: инструментализацию поведенческих мотивов, негативное восприятие властных структур, стремление к личной независимости.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Человек как субъект социально-культурной деятельности
Личность, выступающая в роли субъекта социально-культурной деятельности, - это человек, который благодаря своей активности практически реализовал все элементы своего участия в этой деятельности, а именно: определил и тщательно осмыслил це ...

Политическое сознание и особенности его формирования. Понятие, структура, виды политического сознания
В содержательном отношении большинство исследователей рассматривает политическое сознание как многомерное, неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства субъекта с пол ...

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор. Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период
Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача ...