Визуально - коммуникативные характеристики представителей молодежных субкультур. Соотношение понятий "культура" и "субкультура"

Социологическая информация » Визуально-коммуникативные особенности представителей молодежной субкультуры металлистов » Визуально - коммуникативные характеристики представителей молодежных субкультур. Соотношение понятий "культура" и "субкультура"

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре.

Субкультура - это, прежде всего, система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако, большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием или неодобрением.

Следует различать традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. К традиционалистским относятся профессиональные субкультуры, возникающие как позитивная реакция на потребности общества. Появление инновационно-авангардных связано с отрицанием "базовой" культуры общества. Для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам "базовой" культуры, используется термин "контркультура".

Джон Йингер трактует контркультуру как комплекс, набор или конфигурацию «норм и ценностей группы, резко противоречащим нормам и ценностям, господствующим в обществе, «частью которого» эта группа является» [3].

Интересную трактовку генезиса контркультуры и субкультуры можно проследить в модели субъектности человека К. Ясперса. Человек рассматривается им как граница двух бесконечных миров: материального мира и мира сознания (Приложение В). Рельеф этой границы и определяет субъектность человека. Общество состоит из людей, соответственно через эту же схему мы можем представить субъектность общества в целом. На границе этих двух миров и протекает социально-психологическая жизнь общества. Но, поскольку, граница двух бесконечных миров также бесконечна, культура данного общества охватывает лишь определенный участок этой границы. Контркультура же, это всего лишь другой ее участок, чаще всего не столь отдаленный. А субкультура – участок с ней пересекающийся.

Как культура общества, так и контркультура в процессе своего развития склонны с течением времени перемещаться по линии субъектности, изменяясь, включая в себя новые элементы и оставляя старые. Таким образом, контркультура постепенно переходит в субкультуру, а иногда и вовсе растворяется в культуре общества. Приблизительно такой процесс мы можем наблюдать на примере рок-культуры. Имея лет десять назад явную контркультурную окраску, сегодня она относится скорее к молодежной субкультуре.

Другой, более редкий случай, когда иное культурное образование возникает как бы «на следах» культуры всего общества, отрабатывая уже пройденный пласт. Пример тому – ролевые игры в самом своем начале.

По мнению В. А. Гришина субкультуру следует рассматривать через призму определенных способов человеческой жизнедеятельности, проявляющейся во внешней (объективированной) и внутренней (субъективированной) предметности, характеризующей довольно устойчивую степень нравственно - психологического отчуждения, проявляющегося в отношениях к другим людям, в системе социальных норм и институтов, к духовным ценностям и обществу в целом [4].

Разумеется, отмечает Гришин, в этом свете вряд ли можно говорить о существовании в той или иной среде субкультуры в полном ее объеме. В различных сферах человеческой жизнедеятельности на уровне группового сознания отмечается проявление отдельных субкультурных образований, которые по характеру, степени интенсивности, устойчивости и распространенности не одинаковы [5].


Другие материалы:

Формы социальной работы с молодежью. Социальные учреждения по делам молодежи как форма социальной работы с молодежью
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. Социальная работа среди молодежи рассм ...

Символический интеракционизм Ч. Кули. Понятие «символический интеракционизм» и его сущность
Во всех социологических энциклопедических словарях дается пояснение такому направлению мысли как символический интеракционизм*. Вот, например, одно из них: «Символический интеракционизм – (от английского interaction – взаимодействие) на ...

Методы социальной работы с заикающимися подростками и взрослыми в реабилитационных центрах
Система реабилитации для заикающихся подростков разработана главным образом для медицинских учреждений. Это связано с тем, что при реабилитации заикающихся подростков большое значение имеют различные виды психотерапевтической помощи, вклю ...