В данной работе рассмотрена проблема уровня и качества жизни населения, проанализирован уровень благосостояния населения республики Саха (Якутия), а также предложены меры по преодолению бедности.

К оценке уровня бедности необходимо, на наш взгляд, подходить с более широких позиций, чем просто исходя из численности и доли населения с доходами или даже с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума. Полагаем, что измерение уровня бедности следует дополнить оценкой обеспеченности жилищем, так как прожиточный минимум предполагает и содержание имеющегося жилья.

Сочетание при оценке бедности сведений о текущем доходе и обеспеченности жилищем будет важным шагом вперед к ее комплексному измерению. Это приведет к расширению взгляда на российскую бедность и ее структуру.

Оценка бедности на основе сочетания денежных доходов и обеспеченности жилищем позволяет выявить три структурные группы бедных, одну из которых в настоящее время к бедным не относят. Расширяется перечень проблем, которые надо решить для снижения уровня бедности, и уточняются приоритеты и способы государственной поддержки представителей различных социальных групп бедного населения.

На новом этапе борьбы с бедностью надо уточнить официальные показатели ее измерения. Эти показатели должны более полно отражать особенности российской бедности, а методики их определения - быть прозрачными и не изменяться в процессе осуществления поставленной задачи. Вторая группа вопросов связана с необходимостью определения приоритетных проблем, решение которых позволяет быстрее снижать бедность.

Наряду с федеральной программой необходимо разрабатывать региональные целевые программы снижения бедности, повышения уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед жителями соответствующих регионов, учитывать на местах те особенности бедности, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе. Это позволит скоординировать усилия государственных органов и четко распределить их функции.

К решению стоящих перед страной задач по снижению уровня бедности необходимо привлечь бизнес, а также организации гражданского общества, в том числе научно-исследовательские, неправительственные и религиозные организации, средства массовой информации. Необходима также активизация населения на местном уровне и развитие местной инициативы. Имело бы смысл создать авторитетную общероссийскую неправительственную организацию по координации участия в преодолении бедности, повышении уровня и качества жизни властных, предпринимательских и общественных структур.

[1] Некипелов А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке// РЭЖ.- 2005. -№ 6. – с. 37.

[2] Антюшина Н. Оценка уровня жизни населения // Вопросы статистики, 2005, № 11, с. 87.

[3] Антюшина Н. Оценка уровня жизни населения // Вопросы статистики, 2005, № 11, с. 88.

[4] Некипелов А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке// РЭЖ.- 2005. -№ 6. – с. 38.

[5] Некипелов А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке// РЭЖ.- 2005. -№ 6. – с. 40.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Теория прогресса в социологической концепции Н. И. Кареева
Как и большинство социологов своего времени, Кареев строгий эволюционист. Суть исторического процесса, по Карееву, заключается во взаимодействии личности и среды. В более узком смысле эволюция есть изменение социальной организации и культ ...

Металлисты – представители неформальной молодежной субкультуры
Металл обращается к тому, что мы игнорируем. Он прославляет то, что мы зачастую отрицаем. Он погружается в то, что мы больше всего боимся. И потому металл всегда будет культурой «аутсайдеров». Сэм Данн, канадский антрополог[1] Метал ...

Ролевой конфликт
1. Индивид вынужден одновременно выполнять 2 разные роли. 2. Ожидания, ктр. исходят от др. соц. ролей, оказываются несовместимыми. 3. Представления индивида о выполняемой им роли не совпадают с представлениями, ктр .имеют др. о его роли. ...