Профессионализм личности и деятельности социального работника. Подготовка специалиста как первый этап профессионально-личностного развития и формирование специалиста по социальной работе
Страница 2

Социологическая информация » Акмеографические инварианты деятельности специалиста по психосоциальной работе » Профессионализм личности и деятельности социального работника. Подготовка специалиста как первый этап профессионально-личностного развития и формирование специалиста по социальной работе

а) оказание социальной помощи и услуг семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т.п. группам населения (посредничество, консультирование, специализированная помощь и т. п. в социальных службах, организациях и учреждениях);

б) организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы, и т.д.;

в) проведение исследовательско-аналитической деятельности (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне) с целью разработки проектов и программ социальной работы;

г) участие в организационно-управленческой деятельности и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;

д) интеграция деятельности государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению. [25, с. 109]

Для реализации практической профессиональной работы по данным направлениям специалисту необходимо владеть рядом умений и навыков. Среди них можно выделить две группы:

- общепрофессиональные умения (коммуникативные, организационные, управленческие, исследовательские): работать в условиях ненормального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; вести организационно-управленческую, исследователъско-аналитическую, научно-педагогическую деятельность и др.;

- специальные умения: обеспечивать посредничество между клиентом (личностью, семьей, группой лиц) и различными общественными и государственными структурами; обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом; оказывать влияние на отношения между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению социально-значимой деятельности; давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.п.); владеть приемами психодиагностики, психического консультирования и психической саморегуляции, социально-психологической коррекции; использовать формы и методы воспитательного воздействия в социальной работе и т.д. [17, с. 288]

Теоретическая подготовка будущего социального работника неразрывно связана с практикой. Система непрерывной практики студентов включает в себя ознакомительную, технологическую, производственную и производственно-преддипломную практику.

Профессиональная деятельность, являясь реальным средством изменения окружающего социума, имеет глубокий аксиологический потенциал, заключенный в ее целях, используемых методах и результатах. Особенность профессиональной деятельности в системе «человек-человек» состоит в том, что человек зависит от действий или бездействий профессионала, а также в затрудненности внешнего контроля над деятельностью специалиста.

В системе такой профессиональной деятельности, как социальная работа, ситуация осложняется особым состоянием клиента, который обращается за помощью к специалисту в трудной жизненной ситуации, когда могут быть ослаблены механизмы критического отношения к действительности, а специалисту делегируется роль человека, неспособного на ошибку. Специфика профессиональной социальной работы, обусловленная повседневной вероятностью экстремальных ситуаций, требует сформированности у специалиста по социальной работе глубоких эмоционально-личностных регуляторов поведения и деятельности, таких как ценностные ориентации.

Требования к поведению, деятельности, профессионально значимым качествам личности специалиста по социальной работе зафиксированы в ряде кодексов этики социальных работников: Кодекс этики социальных работников Национальной ассоциации социальной работы (США), «Этика социальной работы: принципы и стандарты» (Международная федерация социальных работников), Российский кодекс этики социальных работников и др.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Понятие, функции, виды социальных институтов
Социальные институты являются важной формой социального взаимодействия и одним из основных элементов социальной культуры общества. Существуют различные трактовки понятия «социальный институт». Совокупность всех имеющихся трактовок понят ...

Аналитическое социологическое исследование
Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. В силу такого ...

Факторы и методы социологического изучения экологии
Социальная экология находится в стадии становления как наука. Она испытывает определенные трудности с выработкой собственных категорий, законов. При изучении своих объектов социальная экология использует не только свои категории, но и био ...