Теоретико-методологические основы исследования
образовательной составляющей качества населения РоссииСтраница 2
Объектом исследования являются студенты высших учебных заведений в России. Предмет исследования - демографическая структура контингента учащихся вузов, половозрастные особенности, миграционные характеристики и их функционирование в системе высшего образования. Целью работы является выявление демографических аспектов развития высшего образования в России в условиях реформ, модернизации самой системы образования.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач: - выявить демографические параметры, способствующие повышению эффективности функционирования системы высшего образования в условиях его модернизации; - определить демографическую структуру контингента учащихся в российских вузах; - раскрыть механизмы воздействия демографических факторов на установки студентов по отношению к учебному процессу, своей специализации, труду и месту будущей работы; - разработать методику рейтинговой оценки вуза в соответствии с демографическими показателями; - определить наиболее существенные направления исследования и теоретико-методологические подходы к исследованию демографических аспектов в функционировании системы высшего образования; - предложить практические рекомендации по оптимизации системы образования в России в период реформ.
Методологической и общетеоретической основой исследования послужили следующие научные положения: комплексный, системный подход к образованию, согласно которому оно не сводится к получению узкопрофессиональных знаний, а связано с воспитанием, приобретением ценностей, которые влияют на отношение к жизни и на демографическое поведение личности; взаимосвязь системы образования и демографической структуры контингента учащихся имеет нелинейный характер и преломляется через совокупность социально-экономических, ценностных, социокультурных факторов; концепция экономики знаний, согласно которой знания и квалификация работника являются основным ресурсом развития экономики, производства; концепция человеческого потенциала, согласно которой, человеческие качества являются важнейшим богатством общества.
Человек с его демографическим, социально-экономическим, интеллектуальным, профессиональным статусом является субъектом модернизации образования и развития общества. Эмпирической базой исследования являются эмпирические данные и выводы экспериментальных работ, вторичный анализ социологических и экономико-демографических исследований, которые опубликованы в печати, документы и отчеты учреждений образования, вузов, статистические данные по экономической демографии, а также экспериментальное исследование, проведенное автором методом анкетирования в ряде вузов г. Москвы, которые имеют свои филиалы в регионах.
Использовался метод анкетирования. Был проведен опрос каждого шестого учащегося вуза, в результате которого выборка составила 1000 человек от общей совокупности по каждой группе опрошенных. Целью исследования являлось выявление демографических факторов, определяющих отношение учащихся к образованию, будущей профессии. Наиболее существенные научные результаты: - предложен подход к исследованию системы образования в России на основе определения половозрастной структуры контингента учащихся, гендерных параметров установок учащихся по отношению к образованию; - определены демографические показатели, такие, как половозрастная структура контингента учащихся, их семейное положение в наибольшей степени связаны с формированием установок по отношению к образованию; - раскрыта специфика воздействия демографических характеристик контингента учащихся на формирование установок по отношению к образованию и его модернизации, выявлено влияние гендерных факторов на установки по отношению к образованию; предложена методика оценки рейтинга вуза с учетом демографического фактора, в частности, миграции населения; - определены основные направления и методологические подходы в исследовании демографических аспектов системы образования, на основе таких понятий, как «рождаемость», «половозрастная структура населения», «миграция населения», «человеческий капитал»; - разработаны практические рекомендации по оптимизации управления системой образования в России, в период ее модернизации.
Научно-практическая значимость исследования определяется спектром теоретических и практических задач, которые могут быть решены на его основе. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ модернизации высшего образования в России, при разработке стратегий управления вузом, а также при разработке новых программ. Результаты исследования могут быть использованы и при разработке государственной политики в области образования и науки, при разработке методов государственного регулирования системы высшего образования с учетом демографических факторов. Предложенная методика определения рейтинговой оценки вуза с учетом демографических факторов может быть использована при оптимизации бюджетной поддержки вузов, а также для управления педагогическим процессом, при разработке новых программ и специальностей.
Другие материалы:
Деятельный подход
В рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского (1896—1934) сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. ...
Оценка эффективности и
результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и
город» на 2009-2011 года
В настоящее время в городе действует сеть учреждений, предоставляющих услуги детям и семьям с детьми, в том числе: 237 общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (на 121115 детей), 55 учреждений дополнительного образования (на 99220 детей ...
Субкультура готов
В рамках данной субкультуры сложилась своеобразная философия. В целом для субкультуры готов характерна общая тенденция к театральности, эстетству, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Готы охотно заимствуют кладбищенскую, вамп ...