Организационно-правовые формы социальной защиты лиц пожилого возраста в Костромской области. Нормативно-правовые формы социальной защиты лиц пожилого возраста в Костромской области
Страница 3

Социологическая информация » Разработка направлений совершенствования организации социально-реабилитацинной работы с лицами пожилого возраста в Костромском районе » Организационно-правовые формы социальной защиты лиц пожилого возраста в Костромской области. Нормативно-правовые формы социальной защиты лиц пожилого возраста в Костромской области

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых в 1993 г., были впервые определены права в области охраны здоровья отдельных категорий населения. В качестве одной из таких категорий названы граждане пожилого возраста, за которыми закреплено право на медико-социальную помощь на дому и в учреждениях здравоохранения, на лекарственное обеспечение. При наличии медицинского заключения граждане пожилого возраста обладают правом на санаторно-курортное лечение и реабилитацию на льготных условиях или платно, а также правом на бесплатный медицинский контроль, (для пенсионеров, занимающихся физической культурой).

Указанный законодательный акт не детализирует порядок и условия предоставления медицинской помощи отдельным социальным группам, входящим в категорию «граждан пожилого возраста» (одинокие престарелые люди, инвалиды пожилого возраста, ветераны, малоимущие пенсионеры) [27, c. 3].

В настоящее время правовое регулирование оказания медицинской помощи отдельным группам граждан пожилого возраста осуществлено лишь в отношении ветеранов. Федеральный закон «О ветеранах» (1995) не только ввел данное понятие, но и детализировал эту группу в целях упорядочения оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения.

Охраны здоровья граждан пожилого возраста касаются также Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «О лекарственных средствах» (1998), а также принятые ранее законы «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991) и «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992).

Правовое регулирование социального обслуживания и реализации мер социальной поддержки пожилых граждан и инвалидов. Конституция Российской Федерации прямо предусматривает права граждан на социальное обслуживание. Тем не менее, в соответствии с общетеоретическими положениями социальное обслуживание является составным элементом конституционного права на социальное обеспечение. Права на социальные услуги, призванные удовлетворить особые потребности граждан (в силу ограничения жизнедеятельности, в том числе и по, возрасту), признаются социально значимыми [36, c.6].

Правовая база социального обслуживания населения начала формироваться в России, по существу, с 1995 г., когда на федеральном уровне были приняты первые законодательные акты по данной проблематике: Федеральные законы от 02 августа 1995 г. №122-Ф3 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 г. №195-Ф3 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Необходимость принятия названных документов назрела к середине 1990 гг., когда в результате проводимых в стране экономических преобразований появилось боль количество граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждавшихся в социальной защите. В ответ на массовую дезадаптацию населения, в том числе пожилых людей, инвалидов, детей-сирот и многодетных семей, возникли новые формы социального обслуживания, а затем новые типы учреждений.

Изменившиеся условия жизни потребовали не только внесения соответствующих корректив в уже сложившуюся правовую нормативную базу по домам-интернатам, но и разработки документов, обеспечивающих регулирование деятельности формирующейся системы нестационарного, полустационарного и срочного социального обслуживания населения.

В указанных законах был обобщен накопленный опыт; закреплены основные понятия, используемые в социальной работе, принципы, формы и виды социального обслуживания, а также номенклатура учреждений социального обслуживания; выделены государственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания; изложен порядок взимания в определенных случаях платы за социальные услуги; впервые определены права социального работника.

Современные процессы в сфере законодательного регулирования социозащитной деятельности характеризуется широким развитием регионального законодательства [36, c. 8].

03 октября 2005 года вступил в силу Закон Костромской области №313-ЗКО от 03.11.2005 года «О социальном обслуживании населения в Костромской области».

Администрация области поставила перед системой социальной защиты населения области задачу: преобразования в социальном обслуживании не должны ни в коей мере ухудшить положение граждан, снизить уровень их социальной защищенности.

В ходе реформирования системы социальной защиты населения, в рамках реализации Федерального закона №131-ФЗ администрацией области были поддержаны предложения департамента социальной защиты населения о создании в каждом муниципальном образовании областного государственного учреждения — центра социального обслуживания населения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Теоретические основы государственной политики по поддержке материнства и детства. Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства
Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяе ...

Социальная защита детей-сирот как направление социальной политики
В социальной практике известным разные формы устройства, которые можно классифицировать следующим образом: 1. Семейные формы устройства детей - усыновление (удочерение) - опека (попечительство) 2. Государственно-общественные формы уст ...

Противоречия социальной справедливости и экономической эффективности
Эффект перераспределения доходов неоднозначно оценивается и сторонниками, и противниками государственного вмешательства в этот процесс. Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно свести к проб ...