Направления государственной политики по улучшению демографической ситуации в РФ
Страница 7

Социологическая информация » Финансовые аспекты государственной политики по поддержке материнства и детства » Направления государственной политики по улучшению демографической ситуации в РФ

- благоприятная возрастная структура населения для роста рождаемости продлится до 2009 - 2010 гг., когда в репродуктивный возраст будут вступать поколения рожденных в 80-х годах; увеличение государственных единовременных и ежемесячных пособий на ребенка и введение родовых сертификатов;

- увеличение численности мужчин и женщин в возрасте 60-69 лет (на эту категорию приходится пятая часть всех умерших) и в возрасте 80-89 лет (18 % от всех умерших);

- повышение уровня и качества жизни населения;

- реализация Основных направлений демографической политики Администрации Новосибирской области до 2015 года и областных целевых программ в социальной сфере.

Первый вариант прогноза предполагает сохранение сложившихся тенденций: незначительный рост рождаемости до 2010 года, стабилизацию смертности на уровне последних лет и миграционного прироста. В результате численность населения сократится в 2015 году по сравнению с 2005 годом на 144 тыс. человек, или на 4,5 %. Одновременно с сокращением численности населения будет ухудшаться его возрастной состав: доля населения трудоспособного возраста сократится за десятилетие с 63,2 % до 59,4 %, одновременно с 21,2 % до 24,7 % увеличится доля населения пенсионного возраста.

Второй вариант прогноза, помимо вышеуказанных факторов, исходит из следующих предпосылок:

- существенного увеличения рождаемости за счет более полной реализации потребности в детях. Разница между желаемым и ожидаемым числом детей составляет в среднем примерно 0,4 - 0,5, т.е. это резерв повышения рождаемости, который может быть достигнут при улучшении условий жизни, проведении активной демографической политики, направленной на изменение сознания людей в сторону повышения ценности семьи, материнства и детства;

- значительного сокращения сверхсмертности мужчин трудоспособного возраста и уменьшения в 1,5 раза смертности от предотвратимых причин;

- миграционного прироста, который не менее чем на 50 % будет компенсировать естественную убыль;

Согласно второму варианту общий уровень рождаемости в 2015 году может составить 11,4 промилле (в 1,2 раза выше уровня 2005 года). Абсолютное число умерших будет уменьшаться на протяжении всего прогнозируемого периода, коэффициент смертности сократится до 14,2 промилле (в 1,2 раза меньше уровня 2005 года).

Увеличение числа родившихся и сокращение числа умерших приведет к значительному уменьшению естественной убыли населения. В 2015 году коэффициент естественной убыли сложится на уровне 2,7 промилле (в 2,4 раза меньше уровня 2005 года).

В результате по второму варианту численность населения области стабилизируется с 2012 года, однако сократится по сравнению с 2005 годом на 24 тыс. человек, или на 0,7 %. Таким образом, численность населения сократится по обоим вариантам, но разница в вариантах будет существенной (120 тыс. человек).

Потери населения рабочего возраста в области в ближайшие годы даже при проведении активной демографической политики будут весьма существенны. Это связано, прежде всего, с тем, что эффект от повышения рождаемости не успеет в течение прогнозируемого периода отразиться на численности населения трудоспособного возраста. Реализация демографической политики, заметно тормозя убыль населения, приведет к более высокой доле населения моложе и старше трудоспособного возраста и, соответственно, к более низкой доле населения трудоспособного возраста: доля населения младших возрастов составит 16,8 %, доля населения пенсионного возраста – 25 %, доля населения рабочих возрастов – 58,2 %. В то же время абсолютная численность населения трудоспособного возраста будет выше (на 23,3 тыс. человек), чем по первому варианту прогноза. Кроме того, повышение доли населения моложе трудоспособного возраста создаст необходимую базу для последующего роста численности и доли населения трудоспособного возраста.

Произошедшие изменения в демографической ситуации Новосибирской области, а также уточненный прогноз демографического развития до 2015 года требуют корректировки демографической политики Новосибирской области[19].

Но, даже значительно увеличив рождаемость, при высоком уровне смертности, который сложился в Новосибирской области, преодолеть депопуляцию не удастся. Поэтому важнейшим направлением демографической политики будет сокращение смертности населения. Этому будет способствовать:

- реализация национального проекта, областных целевых программ и планов мероприятий в сфере здравоохранения;

- оздоровление образа жизни населения за счет развития и модернизации инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирования нового стереотипа поведения человека, повышения обеспеченности образовательных учреждений спортивным оборудованием и инвентарем;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Другие материалы:

Выбор исполнителя ИПР
Ключевым пунктом при заполнении карты ИПР является выбор её исполнителей. Исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия. В связи с новой формой ИПР немного меняется порядок указания исполнителя того или ин ...

Сущность образовательной технологии: понятия и составные части
Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной технологии на любом из уровней: общепедагогическом (общедидактическом), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (технологически ...

Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
Под словом инновация обозначается некое нововведение, новшество. В наши дни со словом инновация принято связывать новейшие разработки в области науки и техники. Но немногие знают, что в инновациях нуждается и социальная сфера. Почему м ...