Социально-культурные технологии. Технологические основы социально-культурной деятельности
Страница 1

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Социально-культурные технологии. Технологические основы социально-культурной деятельности

Введение в технологический комплекс

Технологии и связанные с ними методические разработки, используемые профессионалами и любителями в сфере культуры, искусства, образования, быта, досуга, составляют основную часть отобранного, прошедшего проверку жизнью и теоретически осмысленного практического опыта социально-культурной деятельности.

Российской педагогической науке издавна свойственно пристрастие к теоретическому анализу, осмыслению сущности явления, его связей в социально-психологическом и социально-культурном пространстве с другими явлениями. В меньшей степени внимание уделялось прикладным разработкам, в частности технологическим решениям, направленным на непосредственное практическое воплощение научно-теоретических идей.

Становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множества прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования современных социально-культурных технологий.

Как известно, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, СТ. Шацкий, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и ряд других выдающихся педагогов извлекали из практики воспитательной деятельности наиболее существенные технологические закономерности. Это относится и к мировой педагогике. Начиная с Сократа, мы можем обнаружить бесконечное разнообразие глубоких по содержанию и эффективных, простых, изящных по форме технологических решений и педагогических операций, которые и по сей день вызывают восхищение как у профессионалов, так и непрофессионалов.

К настоящему времени технологии, наработанные в этих областях, приобрели общесоциальное значение, превратились в социально-культурные, неогуманитарные технологии. В этом контексте правомерно, на наш взгляд, определение социально-культурных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры1.

Анализ сущности социально-культурных технологий показывает, что большинство из них основано на взаимодействии репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элементов. Типологически уровни такого взаимодействия выглядят следующим образом: творческий уровень - в технологиях преобладают творческие моменты; репродуктивно-творческий - автор открыл для себя новое в том, что объективно не является новым; репродуктивный - в технологии элементарно воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы, приемы, подходы.

Категория «социальное» в самом названии любой социально-культурной технологии указывает, что данная технология относится к классу гуманитарных. Она всегда неизбежно обращена к определенной социальной общности или к отдельно взятой личности и в качестве целевой установки предполагает достижение позитивных изменений в сфере их образа жизни, культуры, повседневного досуга. Для многих россиян владение культуротворче-скими технологиями, помимо личной удовлетворенности, отдыха и развития своих творческих способностей, является средством жизнеобеспечения, экономического выживания в условиях современного рынка. Производство того или иного культурного продукта, конкретных социально-культурных услуг в сфере образования, досуга, укрепления здоровья приносит многим людям и семьям дополнительный заработок

Понятие «культурное» как бы фиксирует содержательные границы данного вида технологий, обозначает культурную наполненность тех средств, форм и методов, с помощью которых человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России. Рынок труда: понятие, структура и инфраструктура
Рынок труда - важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получают оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, ...

Кризисное состояние социальной сферы в России в переходный период
Рыночные реформы в России внесли существенные изменения в социальную структуру общества, доходы и потребление различных социальных групп. Государственное высвобождение цен от 2 января 1992г., открытие внутреннего рынка для зарубежных прои ...

[12] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
[13] О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей от 27 декабря 2006 г. №256-ФЗ (в ред. от 25.12.2008) . ...