Средства массовой информации и коммуникации
Страница 1

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Средства массовой информации и коммуникации

Одной из важнейших закономерностей социально-культурной деятельности является вступление населения планеты в новый этап своего развития - информационное общество, что значительно расширило масштабы организации социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для информации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с XV века вплоть до наших дней в общественной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты и журналы, фотография, радио, телефон, киноискусство, телевидение, магнитная запись звука и изображения, компьютерные системы.

Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место занимает поиск оптимальных путей создания в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по социальному статусу и культурным ориентациям групп и слоев населения.

В этой связи не случаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые информационные и телекоммуникационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации и коммуникации. В этот процесс включена сегментация социокультурного информационного пространства региона, специализация средств информационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей.

Средства массовой информации и коммуникации являются социально-культурным институтом, представляющим «четвертую власть». Это значит, что как вид социально-культурной деятельности журналистика выполняет многофункциональное назначение в обществе, выступая как: а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом): б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения; г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

Деятельность средств массовой информации и коммуникации как продуктивная социально-культурная деятельность основана на субъект-субъектных отношениях. Продукт СМИ в контексте нашего предмета - организация непрерывной массовой социальной и культурной информации населения. Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) представляет собой не только объект, но и субъект, который самостоятельно решает: потреблять или не потреблять информационную продукцию.

В социально-культурной сфере трудно переоценить огромную роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации - печати, радио, кино, телевидения, видео, персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ). Прямо или косвенно они участвуют в формировании мнений, оценок, установок, ценностных ориентации, влияют на трудовую и общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга и сервисного обслуживания.

В условиях демократизации роль журналистики резко возросла, расширилось поле ее деятельности. Журналистское влияние на личность становится непрерывным, интенсивным, универсальным. С помощью телевидения информация, прежде существовавшая лишь в виде печатного и звучащего слова, стала поступать к человеку и в форме зрительного образа.

Динамика развития и широкий «разброс» духовных интересов и запросов, внушительная амплитуда колебания социальной активности читателей, телезрителей или радиослушателей - общая особенность радио, телевидения и печати.

Роль СМИ велика в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы. Функции средств массовой информации как социально-культурного института включают: планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства (1); инициирование и проведение различных социально-культурных акций (2); воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта (3).

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Исследование удовлетворенности граждан пожилого возраста социальным обслуживанием в ОГУ «ККЦСОН»
Исследование состояло из двух этапов. Задачей первого этапа стало изучение деятельности отделений Костромского комплексного центра социального обслуживания, оказывающих социальную поддержку гражданам пожилого возраста. Для этого использов ...

Художественно-развивающие технологии
Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое ...

Если ваш муж оставляет жену
Если все обстоит наоборот и муж расторгает брак, женщине будет еще больнее. Когда муж говорит жене, что хочет развода, она испытывает никогда так сильно не ощущавшееся чувство отверженности. Не имеет значения, насколько он пытается смягчи ...