Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
Страница 2

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний

Перемены в содержании и организации современной социально-культурной, досуговой деятельности потребовали переосмысления и необходимой корректировки сущности содержания самой учебной и научной специальности. Традиционное понятие «культурно-просветительный работник» сегодня уже не соответствует качественно иным функциям специалиста современной социально-культурной сферы. Его традиционная ориентация на просветительство никак не согласуется с существующими ныне реалиями, не вписывается в контуры новых парадигм, востребованных современной социально-культурной практикой. Жизнь заставила искать иные методологические подходы и обоснования социально преобразующей, культуротворческой, социально-педагогической направленности профессии.

Статус современного специалиста социально-культурной сферы - менеджера, педагога, технолога - не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятельностного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации.

Со временем эта специальность подверглась последовательной трансформации в целый ряд родственных специальностей и специализаций: вначале - организатора-методиста, позднее -культуролога, социального педагога, социолога, режиссера, менеджера, экономиста социально-культурной сферы. Общим основанием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, была и остается социально-культурная деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности или группы лиц (студии, кружка, любительского объединения) в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта.

В значительной мере обогатилось содержание этой деятельности и подверглась корректировке ее структура как для отдельно взятого человека, так и для многих семейных и групповых общностей.

Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.

Известный российский психолог Л.С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия выделял две основные, качественно своеобразные линии - линию биологического формирования элементарных процессов и линию социально-культурного (подчеркнуто нами - Авт.) образования высших психических функций, из сплетения которых и возникает реальная история детского и взрослого поведения1.

Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века.

Первая попытка обозначения смысла и сути функциональной потребности общества в постижении и освоении культуры с помощью интегрирующего термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье. Это был примечательный и по-своему уникальный шаг к приобщению социума (общества) к культуре с помощью интегрального термина «социально-культурная деятельность». Но, к сожалению, ограничив его целевое назначение лишь чисто адаптационной функцией вхождения или приобщения человека к огромному миру культуры, Ж.-Р.Дюмазедье не смог или не захотел пойти дальше, показать, а что же последует за адаптацией, каким образом, приобщившись к культуре, личность сумеет максимально использовать неисчерпаемые креативные резервы своего постадаптационного самоутверждения и самореализации, семантический смысл которых заложен в слове «деятельность». Именно этим обстоятельством и был инициирован дальнейший поиск наиболее адекватных вариантов трактовки понятия «социально-культурная деятельность» (работы МС. Кагана, А. Моля, М. Вертхеймера, Д.Б. Эльконина и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Система социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Система социальной работы с осужденными и ее место в структуре учреждений исправления наказаний
Правовые основы социальной работы с осужденными. Социальная работа в пенитенциарных упреждениях современной России активно складывается и развивается как особый вид деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению со ...

Нормативно-правовая база миграционной политики. Основа, источники и исполнительная власть
Большое значение для политико-правового анализа государственной политики Российской Федерации в сфере миграции имеют работы таких политологов, юристов, социологов и экономистов, как : Р. Абдулатипов, Л. Арутюнян, А. Бадов, В. Белозеров, Ю ...

Наркомания подростка: современное состояние проблемы
Наркомания как предмет психологического исследования Злоупотребление психоактивными веществами является международной проблемой, от которой страдает почти каждая страна на земном шаре, в том числе и Россия. Систематические исследования на ...