Социальная политика в отношении детейСтраница 1
Охарактеризовав государственную социальную политику (в том числе и семейную государственную политику), оценив положение детства в России, мы переходим к основной проблеме нашего исследования - социальной политике в отношении детей.
На наш взгляд, в настоящее время в нашем обществе наиболее животрепещущими являются проблемы детей.
Общеизвестен тезис о том, что отношение к детям показатель социального и нравственного здоровья общества. К сожалению, говорить о здоровом российском обществе рано. Государство в период реформирования оказалось не готовым гарантировать реализацию основных жизненных прав и интересов более чем 25 миллионам детей России.
Проблема достойного обеспечения детства является важной и сверхприоритетной для России, где кризис коснулся буквально каждой семьи.
Политика государства по защите детства должна включать в себя научно выверенную систему мероприятий, подкрепляемых гарантиями в виде скоординированных позиций и комплексных институционализированных механизмов, помогающих прогнозировать развитие, поддерживать нормальные условия детства (здравоохранение, образование, воспитание, коррекцию трудновоспитуемых, подростковая занятость и т.д.), учет, контроль за его за использованием механизмов защиты детства. [31]
Поэтому социальную политику по защите детства определяется как совокупность разноуровневых управленческих воздействий через механизмы, обеспечивающих солидарную поддержку обществом жизнедеятельности детей как социальной группы, наиболее подверженной потенциальным и реальным рискам. Она нацелена на смягчение социальных проблем, влияющих на жизнеобеспечение детей и на более полное удовлетворение интересов и потребностей данной социально-демографической группы.
Государственная социальная политика детства - это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового характера, направленная на улучшение условий, уровня и качества жизни детей.
Политика по отношению к детству выделяется, по сравнению со многими направлениями политики, прежде всего по следующим основаниям:
1) она направлена на субъект-адресат, который стремительно развивается;
2) детство - субъект-адресат, который не является еще сформировавшейся и саморегулирующейся системой, способной организовываться для своей защиты от рисков и угроз;
3) ошибки политики в отношении детей отзываются наиболее болезненно, так как эта категория является несформировавшейся для собственной защиты и поэтому наиболее подвержена рискам;
4) в такой политике важное место должны занимать планирование и профилактика для реагирования на потенциальные и реальные социальные риски, нейтрализацию последних.
Профилактика как часть политики должна быть многосторонней: контрольно-финансовой, медицинской, санитарно-гигиенической, экологической, гуманитарно-правовой, психолого-коррекционной и др.
Планирование и профилактическая составляющая в государственной политике в отношении детства требует от данного направления системности, комплексности, гарантированности, основанной на солидарности общества.
Это предполагает в охране и защите детства применение программно-целевого подхода, не исключающего в тоже время жесткого директивного планирования, но оперативного и гибкого, учитывающего рыночные реалии.
Здесь неправомерен подход, когда средства, предназначаемые на детей, могут быть переброшены на другой важный объект, как это нередко делалось в России в 1990-е годы.
Будущее страны в условиях продолжающихся реформ, масштабных социально-экономических изменений общества, в контексте мировой глобализации, определяется во многом тем, каковы будут условия обеспечения детства: материальные, образовательно-педагогические, медицинские, экологические, идейно-политические.
Воспитание, обучение, физическое и духовное развитие детей, подготовка их к жизни - факторы национально-государственного развития России и обеспечения ее достойного положения в глобальном мире.
Социальная политика в отношении детства выиграет от изменения социально-правового и политического статуса детства, если на основе законодательства и федеральных целевых программ, новой Концепции здравоохранения, Концепции национальной безопасности, Концепции образования признать детей группой риска и приоритетным объектом социальной, экономической, культурной и правовой политики.
Это соответствовало бы международным конвенциям и позволило реализовать Национальный план действий в отношении детей, реально перейти к интеграции и координации всех механизмов охраны и защиты детства, приостановить тенденции рисков детства, предотвратить демографическую катастрофу и скатывание России в разряд стран, будущее которых чревато кризисом социальной политики и культуры нации.
Другие материалы:
Психология старения
Наиболее заметные изменения в работе мозга во время старения заключаются в ухудшении краткосрочной памяти и увеличении времени реакции. Оба этих фактора ограничивают возможности для нормального существования в обществе и являются объектом ...
Характеристика демографической ситуации в России и
Новосибирской области на современном этапе
Демографическая ситуация в России характеризуется сложными и не однозначными процессами в развитии населения. По числу жителей РФ занимает седьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана. К началу XXI века Ро ...
Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)
Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного уп ...